У многих людей Калининград, бывший Кёнигсберг, ассоциируется с Кафедральным собором, Янтарной комнатой и замком. Но древний город славился не только этими достопримечательностями, а ещё очень знаменитым на всю Европу университетом, названным в честь основателя - герцога Альбрехта Гогенцоллерна.
Альбертина считалась старейшим университетом Пруссии, открытым 17 августа 1544 года.
Для того чтобы узнать, как жили и учились студенты этого некогда престижного учебного заведения, корреспондент Kaskad.tv обратился к знатоку истории медицины города Ивану Скобею.
Врач терапевт, врач скорой помощи многим людям известен как автор детальных и очень интересных очерков по городской архитектуре прошлого.
К слову, в этом году авторитетный российский врачебный сайт проводил ежегодную премию – «Оскар здравоохранения». По результатам голосования, которое проводилось врачами со всей страны, Иван Скобей занял второе место, как лучший терапевт Калининградской области.
Какие факультеты существовали в университете?
Альбертина была устроена по образцу других немецких университетов и состояла из четырёх факультетов: трёх высших – теологического (богословского), юридического и медицинского – и одного низшего – философского.
Учебу на высших факультетах заканчивали присвоением докторской степени, а на низшем – присвоением звания магистра.
Во главе университета стоял ректор, вначале пожизненно назначаемый Альбрехтом, а потом периодически избираемый сенатом. Факультеты возглавляли деканы. Высшим управленческим и юридическим органом университета являлся сенат – абсолютно самостоятельная организация, подчиняющаяся напрямую только главе государства, а не городским или сословным властям.
Иван, скажите, были ли в Альбертине какие-то традиции, которые соблюдались студентами?
Конечно. Традиций было много и все они были по-своему особенными. Учиться в Альбертине в те времена считалось большой честью, ведь её студенты имели высокий статус в обществе, который давал им большие привилегии. Студенчество являлось своей особенной ячейкой общества. Тут были свои законы и правила, заложенные именно на традициях.
Хотя и с годами они претерпевали изменения, основы были непоколебимы!
Внутри самого университета также существовала довольно унизительная процедура «депозиции» в ходе которой студент, как бы символически, «очищался» от своего доуниверситетского прошлого. А также был очень популярен и так называемый «пеннализм» – полное и беспрекословное подчинение младшекурсников старшекурсникам, своего рода «дедовщина», обязывающее младших отдавать все свои карманные деньги старшим, в виде «благодарности». Отсюда и появилось их «блатное» название – «шорнист», от немецкого «стричь», то есть отбирать деньги. Ситуация ещё и усугублялась тем, что в студентах состояло много представителей различных национальных и религиозных меньшинств.
Каждая из четырех корпораций Альбертины (Германия, Готия, Тевтония и Алеманния) славилась своими активными членами – «буршами». Это звание поначалу давалось не сразу и его нужно было заслужить. Для начала нужно было проучиться несколько лет в университете, получить предварительное звания (фукса), сдать вступительный экзамен (на знание дуэльного кодекса и на умение пить пиво), а только потом стать полноправным буршем корпорации. Основной идеей буршей, было единение студентов, возможность улучшить их студенческую жизнь, быт и досуг. И это единение держалось всю жизнь, а не заканчивалось выпускным экзаменом. Традиции и тут были очень сильны.
Другой интересной студенческой традицией, был обычай петь серенады под окнами профессоров перед экзаменами. Авось преподаватель проникнется талантом ученика и поставить заветный зачёт.
Последней из самых красивых и популярных традиций среди студентов Альбертины была традиция сбора в Вальпургиеву ночь. С 30 апреля на 1 мая, все студенты собирались на Замковом пруду, садились на лодки, украшенные разноцветными фонарями, и катались до утра под изумленные взгляды горожан. Музыкальное сопровождение этого действа осуществляли музыкальные и театральные коллективы. А по окончании праздника громыхал красивый фейерверк.
Иван, как студенты отдыхали после тяжелых дней учебы?
Сами студенты не только учились и грызли гранит науки, но и умели отдыхать. Поэтому во многих пивных и ресторанах Кёнигсберга всегда можно было легко встретить такую шумную компанию. Только студенты Альбертины могли напиться вдребезги и спать пьяными прямо на улицах города, и ни полиция, ни специальные зеленые повозки не имели права трогать их. Таков был их статус. И опять-таки, сила традиций.
За каждым студенческим разговором, да еще и под пенный эль, между ними часто возникали ссоры и разногласия. В основном это были словесные перепалки и мелкие драки. Но в особых случаях отношения выяснялись вполне традиционно и цивилизованно.
Все студенческие корпорации часто встречались за общей трапезой в студенческой столовой здания Палестры Альбертины, ныне это здание спортклуба Балтийского флота на улице Рокоссовского в Калининграде. А также шумные корпоративные пирушки часто проходили в своих штаб-квартирах и в излюбленных городских пивных. Поглощение пенного напитка занимало важную часть периода обучения в университете.
Если студенты таким образом проводили время, с пивом, значит любили и подраться?
Так и было. С самого начала Альбертины, с первых её лекций и учебных пар, студенты выясняли между собой все спорные вопросы с помощью кулаков и драк. Принцип был прост: кто сильнее – тот и прав! Схватки между представителями национальных групп по земляческому принципу происходили по малейшему поводу и даже без него. В ход шли не только кулаки, но ножи, пивные кружки, колья – все, что попадалось под руку в тот момент. Результатом таких схваток были многочисленные рубцы и шрамы на лицах многих студентов, по которым их можно было безошибочно узнать в толпе.
У студентов была какая-то униформа?
Да, конечно была. Причем, каждая из корпораций имела свой собственный флаг и герб.
К элементам униформы и экипировки студентов, обозначавшихся термином «Couleur» («цвет») относились: лента-перевязь цветов братства, фуражка или иной головной убор, значок, китель и шлегер. Основными из них являлись два: лента и головной убор со значком братства. Униформу элегантно дополняли знаменитые «Альбертусы» — специальные золочёные значки, ставшие знаменитыми далеко за пределами Пруссии. Они размещались на фуражках студентов и их повседневных костюмах. Одно время на ношение «Альбертусов» был наложен государственный запрет. Но просуществовал он недолго и был снят, и знаменитые золотые булавки стали повсеместно использоваться абитуриентами и школьниками, сдавшими выпускной экзамен. Именно по ним и отличали простые горожане среди толпы действующих студентов знаменитой Альбертины.
В университете учились только немцы?
Учились не только немцы. В Альбертине даже существовали отдельные национальные группы, основанные по земляческому принципу. К XVII веку их насчитывалось около шести. Это были пруссы, к которым относились поляки, литовцы, ливонцы, курляндцы. Померанцы - юноши из Бранденбурга, Мекленбурга и Гольштейна, вестфальцы – выходцы из Брауншвейга, Люнебурга и Нидерландов. Фризы - выходцы всей северо-западной Германии и силезцы, к которым относились студенты из южной части Германии, из Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии и Трансильвании.
Иван, в университете существовали кружки или сообщества студентов?
Существовали корпорации, братства, землячества и объединения. Причем, каждый участник студенческой корпорации оставался таковым на всю жизнь и всегда был вместе с теми, с кем некогда начинал учиться в знаменитых залах Альбертины. Возраст и происхождение значения не имело. Как никак, для хорошей дружбы нет преград и временных рамок. Окончательное формирование студенческих корпораций произошло в середине XIX века. Четыре самые крупные из них назвались: «Германия», «Готия», «Тевтония» и «Алеманния». Существовали студенческие братства. К примеру, самыми крупными считались - Корпуса «Мазовия», «Балтия», «Ганза», «Литва» и «Норманния».
Каждая корпорация имела свой собственный особняк в городе – свою штаб-квартиру, где её члены могли собираться за большим длинным столом, пить пиво и петь свои особенные студенческие песни. Каждый обязан был знать их наизусть и петь до хрипоты в голосе. Были и полностью женские студенческие организации, также имевшие свой устав, цвета и городские штаб-квартиры.