Из-за ситуации с коронавирусом калининградскому «Автотору» придется остановить часть производства, а другую – снизить, сообщает «Российская газета» со ссылкой на экспертов.
Сейчас очевидно, что завод понесет заметные потери.
В частности, ожидается снижение объема производства на восемь тысяч автомобилей. И это падение продолжится, прогнозируют в компании.
В целом, как утверждает издание, ситуация тяжелая, но это трудности временные. Гораздо больше опасений вызывают грядущие изменения в отраслевом регулировании.
Речь идет о введении дифференциации «промышленных субсидий» в зависимости от уровня освоения «критических технологий».
Именно это для калининградского Автотора означает неизбежную остановку производства, которое станет попросту экономически невыгодным, рассказал основатель предприятия Владимир Щербаков.
По его словам, сейчас эти субсидии выплачиваются всем производителям, подписавшим СПИК (специальный инвестиционный контракт).
В этих условиях производство в России экономически более эффективно по сравнению с прямым импортом.
Дифференциация субсидии в зависимости от количества баллов за локализацию означает частичное, а со временем и полное прекращение выплат промышленных субсидий.
Наличие же специнвестконтракта гарантирует только компенсацию в размере 50%.
Остальное будет начисляться по фактической локализации, причем, к примеру, такие трудоемкие и затратные операции, как сварка и окраска, оцениваются в 900 баллов, а для получения этой компенсации требуется набрать не менее 4000 баллов. Причем получить их могут только более локализованные производства, прежде всего работающие со времен Советского Союза.
С введением дифференциации из 40 моделей производимых сегодня автомобилей выгодными могут остаться только четыре модели общим объемом около 15 тысяч штук, которые через год также становятся убыточными по сравнению с прямым импортом, поясняют в компании.
Как отметил Владимир Щербаков, это полностью лишает завод возможности выполнения обязательств по инвестициям (а это не менее 20 миллиардов рублей за 10 лет) и неизбежно приводит к убыточности, а значит, к закрытию производства.
«За всю 20-летнюю историю существования Особой экономической зоны в Калининградской области, у истоков создания которой стояло руководство Автотора, этому предприятию приходилось вести серьезную конкурентную борьбу, объяснять особенности деятельности в эксклаве. Но не припомню, чтобы речь шла об остановке производства. В этом случае последствия для экономики региона будут очень серьезными, ведь это один из крупнейших не только налогоплательщиков, но и работодателей региона. Мы в рамках калининградского СПП сейчас пытаемся подсчитать, какие потери понесут основные контрагенты при сокращении или полной остановке автоконцерна. В обеспечении его логистики занято множество структур, очевидно, что им придется пойти на сокращения персонала и пережить финансовые потери, ведь автопредприятие сейчас обеспечивает больше половины контейнерного оборота железной дороги и портовых мощностей региона», – рассказал президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрей Романов.
Далее Романов прослеживает дальнейшую цепочку последствий, которые начнут наступать по принципу домино.
К примеру, в грузообороте группы компаний «Новик» доля Автотора превышает 90 процентов.
«Суммарный объем инвестиций в экономику Калининградской области со стороны ГК "Новик" - более одного миллиарда рублей. Только в 2019 году мы инвестировали в модернизацию подвижного состава более 200 миллионов евро. Были закуплены новые тягачи Ford калининградского производства. Кроме транспортных услуг, мы оказываем также складские. В Черняховске построен таможенно-логистический комплекс площадью свыше 11 гектаров. В июне этого года планируем сдать в эксплуатацию складской комплекс площадью 30 тысяч квадратных метров для нужд Автотора. Если это предприятие перестанет работать в Калининградской области, нас это затронет напрямую, придется существенно сократить штат и, возможно, полностью остановить производство на неопределенный срок», – рассказал генеральный директор Сергей Ошарский.
Немалые убытки понесет и железная дорога области.
«Это один из ключевых заказчиков Калининградской железной дороги. По итогам 2019 года совокупный объем перевозок комплектующих для автопроизводства и готовых автомобилей составил 625,2 тысячи тонн. Подчеркну, что эти грузы относятся к третьему тарифному классу, а значит, к наиболее высокодоходным перевозкам. Закрытие автопроизводства ухудшит производственные и финансовые показатели работы Калининградской железной дороги и, как следствие, потребует принятия компенсирующих мер», – прокомментировал изданию начальник КЖД Сергей Сапегин.
Подсчитывают грядущие убытки и в Калининградском морском торговом порту. В прошлом году доля заказа услуг по перевалке контейнеров автозавода составила 70 процентов от контейнерного грузооборота.
«Совместная работа все эти годы позволяла сохранять наш трудовой коллектив на уровне 600 человек, своевременно выплачивать зарплату, платить налоги всех уровней - сумма налогов и отчислений за 2019 год составила более 262 миллионов рублей. Прекращение работы этого нашего партнера и, как следствие, потеря основного контейнерного грузопотока приведет к катастрофическим результатам для нашего предприятия - таким, как сокращение свыше 40 процентов персонала, невозможности оплачивать взятые на себя ранее кредитные обязательства», – рассказал генеральный директор Калининградского морского торгового порта Владислав Дорофеев.
В такой же ситуации окажется и порт в Балтийске, который также задействован в транспортных услугах автозаводу.
Издание отмечает, что сложившаяся ситуация широко обсуждается в торгово-промышленной палате и Российского союза промышленников и предпринимателей. Представители бизнес-сообщества анализируют ее возможные последствия для экономики региона и готовятся выступить с консолидированной позицией по этому вопросу.
Ранее kaskad.tv писал о том, что Калининградский «Автотор» в последнее время сталкивается с рисками, которые могут привести к остановке производств на предприятии.
Текст: Анатолий Холодняков