Наступил декабрь, и в городах Калининградской области вовсю идёт подготовка к Новому году. По Восточному календарю 2026 год будет годом Красной Огненной лошади.
На площадях начинают устанавливать новогодние ели, украшают витрины магазинов, люди начинают покупать подарки для своих близких и думают над тем, что поставить на праздничный стол. Традиции приготовлений к новогодним праздникам складывались годами. Существовали они и в Восточной Пруссии, на территории нынешней Калининградской области.
Подготовка к главному празднику зимы стартовала за четыре недели до Рождества, и новогодние праздники были очень любимы народом. В период оставшихся до 24 декабря дней (Advent) дома в немецких семьях украшались специальным венком (Adventskranz), изготовленным из еловых или сосновых веток, лент, серебристых шишек и гроздьев рябины. Этот венок в обязательном порядке освящали в церкви.
На Адвенткранц устанавливали четыре свечи, соответствующие четырём декабрьским воскресеньям — Святым Адвентам. Свечи на венке зажигались не сразу. В первое воскресенье горела одна свеча, во второе — две и так далее. Четвёртая свеча зажигалась на Рождество.
Как и в наши дни, в Восточной Пруссии главным символом Рождества (Вайннахтен) и Нового года была ель, или, как её с давних времён называли, «рождественское дерево». И если изначально ели устанавливали в квартирах и на площадях городов, постепенно эта традиция распространилась на поселения. Зелёную красавицу можно было выбрать на ёлочных базарах. В Кёнигсберге торговать хвойными символами Рождества начали с 1807 года. Украшали ёлки не только мишурой и игрушками, но и различными сладостями, орехами и яблоками.
Изображение сгенерировано нейросетью
Владелец каждого магазина стремился красиво украсить свою торговую точку, чтобы максимально поднять гражданам предпраздничное настроение и заодно привлечь побольше покупателей. Кроме того, предприниматели старались украсить свой магазин «круче» другого, находящегося поблизости.
В качестве украшений использовали еловые гирлянды и ветки, блестящий «дождик», снежинки из бумаги и яркие шары. Нередко за стеклом витрин магазинов можно было увидеть сказочные рисунки и целые декорации на рождественскую тематику. Причём украшали не только витрины, но и входные двери, козырьки и интерьеры магазинов. Подарки, хлопушки и красочные новогодние открытки раскупали «на ура».
С 1555 года в ночь с 5 на 6 декабря в Восточной Пруссии отмечали ещё один рождественский праздник — День Святого Николауса, накануне которого детвора выставляла свою обувь перед окнами. Тем детям, кто хорошо себя вёл в уходящем году, Святой Николаус приносил подарки — сладкий хлеб с добавлением сушёной груши, орехи и сухофрукты.
В старинных церковных книгах было написано: «Перед днём Святого Николауса матери держат наготове подарки и розги для своих детей». Это означает то, что непослушные дети вместо подарков должны получать розги.
Праздник Рождества в Восточной Пруссии считался главным новогодним праздником. В Сочельник жизнь замирала, и все собирались за столом вместе с семьёй.
Изображение сгенерировано нейросетью
На праздничный стол выставляли различные традиционные для Рождества блюда — кекс «Штоллен» с большим количеством сухофруктов, пряностей и сливочного масла в тесте, марципан, рыбные угощения и многое другое. «Доминировал» на столе ароматный гусь с клёцками и капустой. Звучали песни, молитвы, поздравления, дарили подарки. Самым популярным алкогольным напитком в рождественские дни считался горячий глинтвейн. В полночь, в канун Рождества, в храмах проходили рождественские службы.
Новый год жители Восточной Пруссии встречали в весёлой компании. На улицах городов проходили концерты и праздничные шествия, во время которых пели хоралы — духовные композиции, исполняемые церковным хором. В общем, горячий глинтвейн согревал, и было весело. С наступлением 1 января гуляния продолжались.

+5 











