Совершая путешествие по глубинке Калининградской области можно увидеть немало уникальных сооружений, тесно связанных с судьбами известнейших личностей. Старые стены таких памятников истории повидали множество событий, и хранят в себе неразгаданные тайны минувших лет.

Один из таких «хранителей секретов в камне» – древняя кирха, расположенная рядом с дамбой реки Матросовка, в маленьком посёлке Большие Бережки Славского городского округа. До 1946 года этот населённый пункт назывался Раутенскирх (Rauterskirch), а до 1938 года - Альт Ляппинен (Alt Lappienen).

Жемчужина Восточной Пруссии

Восьмиугольная кирха была построена в венецианском стиле, в далёком 1675 году. Храм возводили по проекту архитектора Филлипа фон Хице, на средства вдовы графа Филиппа де ля Чизе — Луизы Катарины фон Райтер.

После двадцати восьми лет строительства, кирха стала не только достопримечательностью округа Эльхнидерунг (Лосиная низменность), но и всей провинции. Церковь так и называли – «Жемчужина Восточной Пруссии».

Друг семьи графа

Примечательно то, что в этой кирхе не раз бывал великий философ Иммануил Кант. Он обучал одного из сыновей графа Гербхарта Иоганна Кейзерлинга, замок которого – «Раутенбург», находился на другом берегу реки, в нескольких километрах от кирхи.

Граф Кейзерлинг испытывал интерес к культуре, а великий философ с изящными манерами неплохо зарабатывал от преподавательской деятельности в «Раутенбурге».  

Кроме того, Канту нравилась графиня Каролина Амалия, в девичестве имперская графиня Эрбтрухзес цу Вальдбург.

Несмотря на то, что они много общались и даже изображали друг друга на холстах, перспектив на дальнейшее продолжение отношений у них не было. Социальная пропасть, разделяющая молодых людей, была слишком велика. Наверняка, Кант и сам это прекрасно осознавал.

Привлекательный блондин показывающий хорошие знания и манеры считался другом семьи графа. Дружественные отношения будущего великого философа с семьей Кайзерлингов продолжалась больше тридцати лет. К слову, вторым мужем графини Каролины был двоюродный племянник первого супруга - Генрих Христиан фон Кейзерлинг.

Альфа и Омега

В 1700 году кирху Альт Ляппинена обновили, и расширили строение двумя пристройками. Внутри храма стоял орган, изготовленный Кёнигсбергской органной мастерской «Мозенгель». Фронтон портала кирхи украшал барельеф из песчаника, представляющий собой рыцаря со своей семьей. Над входом в здание выбиты буквы — Альфа и Омега.

Во время войны с Наполеоном, кирху разграбили французские солдаты. В 20-х годах ХХ века перед храмом установили памятник погибшим в ходе боёв Первой мировой войны. На каменном обелиске был изображен немецкий солдат с карабином.

Лишившись молниезащиты

После Второй мировой войны здание кирхи оставалось целым. Правда, в мае 1945 года внутри религиозного сооружения произошел пожар, и церковь вновь лишилась внутреннего убранства. Много лет кирха использовалась как зернохранилище.

В конце 60-х годов кто-то из местных жителей украл на металл часть токоотвода, проложенного от самой высокой точки храма до заземляющего устройства. В общем, произошло то, что и должно было произойти во время грозы.

В 1975 году молния ударила в шпиль здания, от чего случился пожар, уничтоживший кровлю. Огонь был такой силы, что его видели даже с поселка Мысовка, расположенного в нескольких десятках километров от Больших Бережков.

Долгие годы после того пожара кирха никого не интересовала и постепенно разрушалась.

«Я дома. Благодарю»

Но в 1996 году о храме вспомнили, и начались работы по благоустройству территории прилегающей к древнему памятнику архитектуры. Наведением порядка занимались как местные жители, так и члены немецкой общины.

Председатель общества бывших жителей Эльхнидерунга Петер Вестфаль тогда заявил о том, что при помощи членов общества, сочувствующих и местной администрации, удастся сохранить эту «жемчужину» для потомков.

В 2007 году кирха в посёлке Большие Бережки получила статус объекта культурного наследия регионального значения, и через три года перешла в собственность РПЦ.

У стен кирхи захоронен гражданин Германии - учитель Вилли Зерт (Willi Zehrt), родители которого когда-то венчались в этом храме. До самых последних дней Вилли Зерт посещал родные места, приезжая по мере возможности. Разрешение на захоронение было получено по инициативе супруги покойного.

На установленной у фасада здания надгробной плите написано: «Тоска по родине так же сильна, как любовь. Я дома. Благодарю».

В 2005 году в разрушенном храме прошло первое со времен войны богослужение.

Вокруг кирхи всегда чисто и посажены цветы. Рядом с руинами объекта культурного наследия стоит деревянная беседка. За кирхой постоянно присматривают местные жители, прогоняя вандалов и черных копателей.

Автор

популярное за неделю

новости по теме:

популярное за неделю