Развитию промышленности Восточной Пруссии способствовала транспортировка древесины по рекам и каналам провинции, к месту ее обработки и использования.

Древесина широко применялась в промышленности, для обогрева зданий, и в качестве одного из основных строительных материалов. В результате химических процессов, из этого сырья получали смолу, канифоль, древесный скипидар, глицерин и спирт.
Дерево давало дёготь, который шел на смазку колес, канифоль была составляющей частью мыла. В древесине нуждалась армия и флот.
Полноводные реки - дороги
Экономически выгодный лесосплав, а в давние времена единственно возможный способ доставки бревен, был поставлен на поток. Во период лесозаготовки, полноводные артерии региона выполняли роль дорог. Плотовой сплав требовал значительной и сложной инфраструктуры.
Одним из природных транспортов была река Неман. Во времена Восточной Пруссии её называли – Мемель. На большой реке появлялись города, строились промышленные предприятия. Пограничный Мемель (Неман) был свидетелем ряда исторических событий, оказавших значительное влияние на судьбы многих Европейских стран.
Балансируя на бревнах
Сплавом плотов с древесиной занимались специально подготовленные люди - сплавщики леса. Эта профессия считалась крайне опасной и унесла множество жизней. Находясь на скрепленных между собой бревнах, сплавщики при помощи длинных шестов управляли плотами, и следили за целостностью «древесной связки».
Поскольку доставка бревен по воде процесс небыстрый, нередко на плотах устанавливались шалаши. Внутри маленьких хижин можно было спрятаться от непогоды, покушать и отдохнуть. Сопровождением плота от места связки бревен до конечной точки, занимались несколько человек.
Кто-то из работников во время сплава чинил свивку, кто-то ловко орудовал шестом, управляя большим плотом. Нередко, сплавщикам приходилось убирать небольшие препятствия, возникающие на пути плота.
Ценный груз и маленькие хитрости
Во время стоянок плотов у берега, и когда древесина приходила на конечную точку маршрута, ставили сторожей. Охраной древесины занимались сами сплавщики, отвечающие за ценный груз.
У сплавщиков леса существовали свои профессиональные приемы и хитрости. К примеру, чтобы плоты из дубовых бревен не тонули, стволы дуба вязали между пихтовыми либо еловыми, которые имеют превосходную плавучесть.
Прогресс, уничтоживший профессию
Развитие лесосплава в Восточной Пруссии имело не только плюсы, но и минусы. Массовая вырубка деревьев приводила к тому, что в лесах появились огромные бреши.
На дне водных транспортных артерий скапливался топляк – затонувшие бревна. Больше всего топляка образовывалось при молевом методе сплава – транспортировке не связанных между собой бревен.
Профессия сплавщика леса исчезла в начале ХХ века, когда в Восточной Пруссии начали активно использовать железную дорогу. Появились сухогрузы, лесовозы и переносные лесопилки, существенно упростившие процесс добычи и транспортировки древесины.
Недавно kaskad.tv писал об исчезнувшей в Восточной Пруссии профессии заготовщика льда. Мастера заготовители были очень востребованы, и их работа считалась одной из самых опасных.