Директор Информационно-туристического центра и создатель Историко-краеведческого музея города Славска Вячеслав Кенть рассказал о страшных и мистических событиях, происходивших на «Козьем болоте».

В послевоенные годы «Козьим» болото назвали охотники. Расположено оно в дельте реки Неман, на водоразделе рек Северной и Дальней. Жуткие действия происходили в конце 80-х-начале 90-х годов и основаны на реальных событиях. В те годы на территории болота действовало предприятие по добыче и переработке торфа.

Работа – не подарок

kraeved kent

На фото - Вячеслав Кенть

Краевед Вячеслав Кенть: «Серые рабочие будни бригады тянулись уныло и однообразно. Каждый день одно и то же: нудная 45-минутная дорога в будке ГАЗика к месту торфоразработок, мрачно-угрюмый пейзаж болота с его карликовыми елочками и березками и длинными черно-серыми полосками торфяников, болотистая трясина под ногами, к которой сколько ни ходи, а привыкнуть нельзя – чувство опасности все равно сидит где-то глубоко внутри тебя. Да и работа сама по себе не подарок, веселого мало: зимой и летом резиновые сапоги, из дня в день рыть каналы, осушая все новые участки для торфоразработок, снимать бульдозерами верхний пласт торфяников, перемалывая всю болотную растительность, кустарники и хилые деревца, стаскивать торф в огромные гурты, а затем строить к ним дороги, чтобы потом КАМазами вывозить торф.

Серые будни рабочих

Чтобы как-то скрасить серые будни, члены бригады придумывали себе различные занятия, в свободное от работы время бродили по болоту в поисках лосиных рогов, гриба чаги, летом и осенью собирали многочисленные грибы и ягоды, но и эти занятия скоро наскучили. Тогда посылали гонца на одинокий старый хутор – все, что осталось от некогда небольшой, но уютной немецкой деревушки, располагавшейся на северной окраине болота, – к литовке Алдоне за самогоном. Но мастер участка это занятие не одобрял, поэтому особо увлекаться любителям этого дела не давал – от этого могли пострадать производственные показатели и зарплата, да и не любил он пьяных.

Скоро все привыкли к такой заунывной тягучести времени и серому окружающему ландшафту. Только один тракторист Анатолий нашел себе подходящее по душе занятие: на болоте было много мелкой дичи, и он потихоньку браконьерил – мастерски ставил петли, разного рода ловушки и капканы, в которые иногда попадались косули, зайцы, реже- дикие утки, а однажды угодил даже молодой кабанчик. И все бы дальше шло своей привычной чередой, если бы не случай.

Ошалелый крик водителя

Произошло это зимой, где-то в конце января. Снега в тот год выпало немного, да и погода была непредсказуемой, то снег с дождем, то морозец, то опять слякоть. Бригада занималась тем, что убирала деревья, бульдозеристы снимали верхний слой с кустарниками, подготавливая площадки для летней торфодобычи.

В тот день мастер участка Александр Романович с утра, раздав разнарядку рабочим, не пошел по клеткам торфоразработок, а засел в своем вагончике за составлением табелей и отчетов: месяц шел к концу, надо было готовить кучу бумаг в бухгалтерию, начислять зарплату, подбивать итоги работы и так далее. Не прошло и получаса, как опустел вагончик, и все разошлись по своим рабочим местам, как залетает запыхавшийся водитель "летучки", куртка нараспашку, глаза навыкате и с порога ошалело выкрикивает:

– Волки, там, тут … волки, быстрее… сидит там… волк… во-о-о такой величины!

volk 2

Мастер, охотник со стажем, уже не первый год на болоте, и хорошо знает повадки серого хищника – ну не сунется он на болото, когда там столько техники и людей работает, поэтому смотрит на водителя спокойно:

– Какие еще волки? На болоте столько техники, людей работает и волки?! Ты с утра не того – не от Алдоны уже прибежал?

– Нет-нет, правда, там волк … сидит в ловушке, пойдемте, скорее…он там.

Злоба и обреченность

От места торфоразработок отошли метров 250-300. В густом чахлом березняке сперва послышались глухое ворчание и шорох, а потом увидели и самого хищника: крупная молодая волчица стояла, ощетинившись и рыча сквозь оскаленные зубы, голова – в петле, рядом в метрах 10 лежал в петле дикий козел, но уже мертвый. Видимо, она выслеживала или гнала его, а может, пришла к уже оказавшемуся в петле козлу, почуяв легкую добычу. Но тот, кто ставил петли, был мастер своего дела, и вот 2 петли – 2 совершенно разных животных: хищник и его добыча.

Козел, видимо, не выдержал такого близкого ночного соседства с волком и умер от шока или разрыва сердца. А волчица, понимая, что ее ждет, металась в петле, яростно бросалась со стороны в сторону, на подошедших людей, но петля всякий раз прочно сдерживала порывы ее ярости и возвращала на прежнее место. Обессиленный от своей беспомощности и злобы зверь выл, метался, его глаза сверкали дикой злобой и ненавистью. Кажись, вырвись он на свободу, людям несдобровать. Чувствуя его дикую силу и злобу, его остервенелую обреченность, даже к прочно сидящему в петле зверю близко подойти побоялись. Волчица мгновенно делала рывок в сторону того, кто хоть шаг ступал в ее сторону. Роняя хлопья слюны и крови, отчаянно грызла петлю, сделанную из тонкого металлического тросика, а затем так жалобно подвывала, что мурашки по коже бежали.

Постояв так возле нее 5-10 минут, мастер, как бывалый охотник, тихо сказал водителю:

– Даже вдвоем мы с ней не справимся, зови людей.

Желтые зрачки

Рабочие были на другом конце болота, готовили технику к осмотру, за ними тут же отправилась "летучка". Приехала почти вся бригада – человек 8. Но что делать с волчицей, как к ней подойти – не с голыми же руками? Мастер велел каждому вырубить по длинной толстой палке, ощетинившуюся волчицу обступили со всех сторон, через 5 минут все было кончено: зверь уткнулся окровавленной пастью в грязный истоптанный снег, дернулся несколько раз и затих, зрачки его желтых глаз, до этого источавшие дикую ярость и ужас, стали стеклянно-печальными и неподвижными.

Анатолий, хозяин ловушек, во время всей этой экзекуции стоял в стороне, словно окоченев, боялся даже с палкой вместе со всеми подойти к ней. Ему казалось, что все внимание волчицы, вся ее ярость и злость, вся ее звериная сущность в ее последние минуты жизни направлены только на него, желтые зрачки глаз волчицы, не мигая и не обращая внимания на обступивших ее с дубинами людей, как гипнозом пригвоздили его к земле. Только потом, когда ее уже убили, он пришел в себя, и, пересилив самого себя, подошел и несколько раз уже мертвую ударил по голове палкой. Волчицу в тот же день отвезли знакомому охотнику, он ободрал ее, шкуру сдал, получив потом за это премию.

Следы волка

Неожиданности, повергшие всех в панику, начались уже на следующий день. Приехавшие с утра трактористы обнаружили следы целой волчьей стаи на месте своей тракторной стоянки. Вокруг Т-130 Анатолия была вытоптана целая тропа, было такое впечатление, что всю ночь напролет волчья стая, словно, совершая какой-то только ей известный магический ритуал, нарезала круги вокруг его трактора.

traktor t 130

Судя по следам, зверей было 5-6. Так продолжалось каждый день на протяжении целого месяца. Куда бы Анатолий потом не прятал и не ставил свой бульдозер, не менялся местами с другими трактористами, волки всякий раз из 8 тракторов, постоянно находящихся на болоте, безошибочно находили именно его бульдозер и каждый раз вновь и вновь до утра ходили кругами вокруг него, будто накликая какую-то невидимую, темную и злую силу на эту массивную железную машину и ее хозяина. В то же время вокруг других тракторов и машин не было ни следа!

Жуткая мистика

Это была какая-то жуткая мистика. Всякий раз волки, выходя цепочкой откуда-то из зарослей и топей болота, словно по компасу сразу определяли место нахождения его Т-130, где бы он не находился, и прямиком направлялись к нему. Каждое утро вся бригада вновь и вновь рассматривала свежие следы возле его трактора – то были одни и те же четкие, след в след круги вокруг его железной машины. В их поведении было что-то мистическое, не поддающееся никакой логике и объяснению. Ну почему именно он? Ведь вся бригада принимала участие в травле и забое попавшейся в ловушку волчицы, но стая упорно преследовала и искала встречи только с одним человеком - тем, кто поставил ту злополучную петлю-ловушку. Ощущение было такое, что они постоянно где-то рядом, притаились, наблюдают и чего-то все время ждут, ждут. Но чего? Чтобы напасть? Но ни один зверь днем даже не показался людям на глаза. А может, они надеются, что он отпустит ее? Чего они хотят от него? Высказывалось даже предположение, что это волчата-подростки, потерявшие мать, беспомощно бродят вокруг, все надеясь на ее возвращение.

Иногда надрывно-печальный волчий вой по ночам доносился с болота даже до ближайших поселков, казалось они, как безутешные осиротевшие дети, плачут и зовут, зовут ее. И все ходят, ходят кругами возле этой непонятной железной машины, хозяин которой имеет какое-то отношение к их горю.

Держа людей в страхе

Волки так преследовали бригаду ровно месяц, держа всех в страхе и напряжении. Все эти дни трактористы, бульдозеристы, экскаваторщики ходили с топорами, не расставаясь с ним ни на миг, чего раньше никогда не было. Больше всех боялся, конечно, Анатолий, топор при нем был постоянно, он забросил свои ловушки и капканы, о браконьерстве больше и не помышлял, опасался один ходить по болоту. Ушел в себя, стал угрюм и неразговорчив. Вдруг волки неожиданно исчезли и больше не появлялись – ни следов, ни заунывного воя-плача по ночам.

Постепенно все стало вновь на свои привычные места, о волках и их странном поведении стали забывать. Наступили весна, а затем и лето, работа с утра и до ночи, чтобы за сезон успеть сделать основной план, тут не до воспоминаний и мистики.

Нелепая смерть

Анатолий погиб неожиданно и нелепо. Недалеко находился небольшой пруд, неглубокий, с илистым торфянистым дном, воды-то максимум всего по грудь. Хотя место это неприметное и неказистое, но клев там был отличный, и можно было неплохо, в свое удовольствие порыбачить. Вот только не любил Анатолий сидеть с удочкой, не в его это духе было, видимо, привычка браконьерить взяла свое и в тот раз. Он утонул, ставя сети. Погиб при странном, нереальном, почти мистическом стечении обстоятельств. Его, здорового мужика, опытного рыбака и браконьера, нашли в мелком пруду, запутавшимся в собственных сетях, он так и не смог выбраться из ловушки, поставленной самим собой!

Когда через несколько дней к его бульдозеру, к которому все это время никто не подходил, привели нового тракториста, на рыхлом и мокром после летнего дождя торфянике четко просматривались глубокие следы одинокого крупного волка. Чтобы это значило? Зачем он сюда приходил? Кто-то из притихших и столпившихся вокруг людей негромко произнес

– Это она, волчица, приходила – за ним!»

Кроме окрестностей Славска, волки обитают в лесах под Гвардейском, Черняховском, Краснознаменском, а также в районе Виштынецкого озера.

Недавно kaskad.tv писал, что в министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области разрешили убить 54 волка в осенне-зимний период охоты, с 15 сентября по 28 февраля.

Ранее представитель департамента лесного хозяйства Михаил Иванов сказал, что гораздо большую опасность, нежели волки, представляют стаи бродячих собак. Причём как для скота, так и для человека. Случаев нападения волка на человека за последние пятнадцать лет не зафиксировано.

Как удалось узнать корреспонденту kaskad.tv, последний известный случай нападения волка на человека в нашем регионе произошел в 2010 году, в посёлке Гастеллово Славского района. Волчица напала на 71-летнюю жительницу посёлка, серьезно покусав руки и ноги пенсионерки. Агрессивное животное застрелил подоспевший на крики матери сын.

Автор

популярное за неделю

новости по теме:

популярное за неделю