Не секрет, исторические строения – молчаливые свидетели прошлого, которые не умеют говорить. Они хранят память о радостных и горестных событиях, а также о тех людях, которые жили много лет назад.
Одинокий осколок из прошлого
Рядом с автомобильной дорогой, в нескольких километрах от поселка Ольховатка Гусевского городского округа, одиноко стоит интересная арка из оштукатуренного кирпича, чем-то напоминающая портал в прошлое.
Проезжая мимо кирпичной арки, многие люди хотят разгадать тайну «дороги в никуда». Осколок из прошлого - это всё, что осталось от парадных ворот въезда в крупное имение Перкаллен (Perkallen, Husarenberg), имеющего многовековую историю.
Озеро и Тракенены
Обособленное хозяйство там появился задолго до того, как в 1815 году Перкаллен стал считаться дворянским имением. Название местности упоминается в документах, датированных 1547 годом. Последними собственниками территории были представители рода Райш, владевшие имением до 1945 года.
Глядя на заросли кустарника и чистое поле, трудно представить, что когда-то на том месте стояли дома и существовал парк с озером. На территории имения был комплекс зданий различного назначения. В том числе, громадная конюшня, в которой выращивали лошадей популярной тракененской породы.
Плетистые розы и девичий виноград
Одно из красивейших строений центральной части имения находилось по левую сторону от арки. Красивое трёхэтажное здание с башенками и фасадом, украшенным лепниной, гармонично сочеталось с общим пейзажем благоустроенной территории.
Рядом с домом, стены которого обвивали плетистые розы и девичий виноград, стояли голубые ели. От арки вглубь имения шла дорога, вокруг которой росли редкие деревья и кустарники, высаженные владельцами Перкаллен.
Последний взрыв и забвение
Во время Второй мировой войны у населённого пункта Хузаренберг проходили ожесточённые бои, в результате которых поселение и усадьба серьезно пострадали. Через некоторое время, после того, как Перкаллен был взят советскими войсками, взорвался склад боеприпасов. Это привело к окончательному разрушению зданий. Долгие послевоенные годы строения имения разбирались на кирпичи.
Потерянный рай
В 90-х годах окрестности Ольховатки посещал один из бывших жителей Перкаллена – Иоахим, младший сын семьи Райш, впоследствии издавший книгу «Потерянный рай в Восточной Пруссии» (Perkallen – versunkenes Paradies in Ostpreußen).
Вспоминая последние дни своего пребывания в Перкаллене Райш написал: «Наш дом не пострадал, похоже, он был занят штабом танкового соединения. У пианино были выломаны клавиши, и во всех комнатах пахло хлороформом. Вероятно, перевязывали раненых».
Ранее мы рассказывали о поселке Тимирязево под Славском.