Теперь на занятиях спортом форма не нужна, ведь речь сейчас пойдёт про киберспорт. В «Школе будущего» состоялся первый турнир по онлайн игре "Дота 2". Две команды по пять человек боролись за звание лучших.
Судорожные клики компьютерных мышек по только им известным иконкам. Совершенно непонятные непосвящённым фразы:
«Иди дальше прыгать. У тебя переключен очень сильно, очень сильно. У меня 83. Я. Давай. Главное быстро, главное быстро».
И напряжение, повисшее в воздухе. Так проходит киберспортивный турнир по "Дота 2".
Справка
"Дота 2" - компьютерная многопользовательская командная игра, была выпущена 9 июля 2013 года. Её жанр представлен, как многопользовательская онлайновая боевая арена. Он сочетает в себе элементы стратегий в реальном времени и компьютерных ролевых игр с особенностью пользовательской карты, то есть пользовательские дополнения.
Особенность игры
Главная особенность этой игры заключается в том, что компьютер здесь только как устройство - всё остальное зависит от воли игроков.
«Далеко не все игры являются киберсопртивными. Надо иметь ввиду, что это соревнование, где игрок или спортсмен соревнуется с другим спортсменом или когда команда соревнуется именно с командой. В этом случае нет соревнования с компьютером. Здесь он выступает лишь платформой для проведения этих соревнований»,- рассказал Роман Алымов, глава регионального отделения федерации компьютерного спорта России.
Герои игры
В каждом матче участвуют две команды по пять игроков. По классике, на поле боя происходит вечное противостояние Света с Тьмой. Команды, соответственно, делятся на светлую и тёмную стороны - "Рэдиант" и "Дайеры".
Представители светлой стороны прибыли из Калининграда, их команда называется «Энигма», противостоять им будут местные игроки из Большого Исаково - они себя называют «Микрочелики». Негласный капитан второй, Максимилиан, пояснил, что это в переводе со сленга обозначает «средние игроки». И пришли они на турнир не за победой, а чтобы приятно провести время.
«Мне больше нравятся такие стратегические игры, не шутеры. Шутеры не заходят. Ну, вообще, они мышление развивают, работу в команде. То есть мы сейчас позиционку проиграли, из-за этого игру слили», - Максимилиан Бовшев, участник турнира по "Доте 2".
Игрок может выбрать героя, за которого будет играть. На сегодняшний день их насчитывается 112. Все они разные и каждый обладает своими характеристиками.
Ниже приведены типы этих героев, этими терминами пользуются продвинутые игроки.
Кэрри – герой, которому отдается подавляющее большинство ресурсов. Он создаёт монстра, который убивает героев соперников. Само слово кэрри (carry) произошло от "Carrying the team to victory" – "Приносит команде победу".
Ганкер – герой, задача которого заключается в предотвращении эволюции монстра у противника.
Саппортер (support – поддержка) – герой, целью которого является поддержка и повышение эффективности союзников. Помогает держать экономику команды на высоком уровне.
В игре "Дота 2" сущетсвует свой язык, он помогает игрокам бытсро ориентироваться в пространстве. Этот специальный язык касается всего в игре - начиная от званий самих игроков, заканчивая особыми командами.
СЛОВАРЬ
(за)Станить- Оглушить персонажа, не давая ему возможность каких-либо действий.
Бараки — сооружения, отвечающие за силу крипов на стороне.
Баунти — руна богатства. Дает вам золото и опыт.
Бот — нижняя линия движения крипов на карте.
Ганг — скрытая атака на вражеского героя.
Глиф — укрепление брони зданий.
Дабл Дэмэйдж или ДД — руна удваивающая урон.
Дайеры — обозначение сил тьмы в игре. База традиционно располагается в верхней части карты.
Девардинг— уничтожение вардов соперника.
Джанглинг — полный уход в лес, с целью получения опыта и золота через убийство нейтральных монстров.
Изи линия — обозначение линии для фарма. Как правило используется главным керри команды для добычи золота.
Крип - разновидность существ в игре, с которыми герои могут взаимодействовать.
Крипы или мобы — монстры на карте, управляемые ИИ (искуственны интеллектом). Появляются на лайне и в лесу.
Мид — средняя линия движения крипов на карте.
Нейтралы — нейтральные лагеря монстров.
Реген — руна регенерации.
Рошан — иногда именуется каменоголовым. Монстр на карте, в хранении у которого находится Aegis. Предмет дарует вторую жизнь.
Рэдианты — обозначение сил света в игре. База традиционно располагается в нижней части карты.
Скил- навык
Спелл- Активная способность, действующая на нескольких юнитов "по цепочке".
Тавер — вышка или башня.
Топ — верхняя линия движения крипов на карте.
Фарм, фармить - процесс получения денег и опыта за убийство вражеских крипов. Этот процесс долг и утомителен, но необходим героям типа Carry, чтобы быть полезными на поздних этапах игры.
Хардлайн — сложная линия. Как правило используется героями, основная задача которых набор опыта.
Хаста — руна увеличивающая скорость перемещения.
Шрайн — святилище для исцеления.
Эншенты — лагерь самых сильных монстров на карте. Также именуются «древними».
География игры
Для победы в матче команда должна уничтожить особый объект - «крепость», принадлежащую вражеской стороне, и защитить от уничтожения собственную «крепость».
«Очень важно правильно расставить игроков на боевые позиции и качественно прорабатывать линии атаки. Это, по большей мере, и может стать поворотным моментом», - делится игрок Максимилиан.
Это основная и постоянная карта "Dota 2".
на карте существует 3 линии обороны.
«Топ» (красная)
«Мид» (синяя)
«Бот» (зелёная)
Раз, два, три, начало игры!
Теперь, когда игроки выбраны и карта отображена, надо вступать в бой. Для этого существуют специальные стратегии. Как в случае с выбором героя, вы должны знать базовые стратегии и уметь их совмещать, проявлять гибкость. Ведь у соперников на руках тоже есть знания о базовых видах атак. Совместно с командой, игрок решает по какому плану они будут завоёвывать чужую крепость.
Пуш - постоянное наступления, а именно убийство крипов и разрушение построек.
Массовые драки - использование 3-4 героев с высокими боевыми показателями.
Сплит-пуш - постоянное давление по нескольким линиям противника.
Давление жиром - необходимо взять достаточно плотных керри-персонажей и хотя бы одного хилящего саппорта.
Роуминг - берешь одного-двух саппортов, которые бегают по линиям, и ставишь три самостоятельных соло-героя, которые при приходе саппортов готовы нанести много урона, и убиваешь противника.
Дота 2, как путь к совершенству
"Дота 2" - это активная киберспортивная дисциплина, в которой профессиональные команды со всего мира соревнуются в различных лигах и турнирах. Пусть многие и считают, что компьютерные игры забирают много времени, не давая ничего полезного взамен, но представитель федерации компьютерного спорта по Калининградской области так не считает.
«Киберспорт - он полезен. И об этом говорят многие заключения, профессиональные исследования, которые показывают, что киберспорт способствует увеличению мозговой активности. Кроме того, киберспорт - уникальный вид спорта, спортсмены должны выполнять нормативы ГТО», - поделился Роман Алымов, глава клининградского регионального отделения федерации компьютерного спорта РФ.
Помимо хорошей физической формы, "Dota 2" ,особенно премиум-турниры, приносят большие деньги - призовые фонды составляют миллионы долларов.
Например, в 2019 году на самом масштабном турнире по "Дота 2" — "The International", призовой фонд составил 34 миллиона. Эта сумма стала рекордной за всё существование соревнований. Однако она делится между 18 участниками турнира. Стоить отметить, что по итогу команда-победитель не осталась обиженной, их выигрыш составил 15,5 миллионов долларов.
Крупные профессиональные турниры по "Дота 2" транслируются на видеостриминговых сервисах, иногда набирая свыше миллиона зрителей одновременно.
100% поддержка
В «Школе будущего» турнир по "Дота 2" транслировался на большом экране. Неравнодушных зрителей оказалось достаточно. Даже после шести уроков, зал был заполнен болельщиками. Именно учащиеся стали инициаторами этого кибер-события. Как заявил директор «Школы будущего» Алесей Голубицкий, успешное проведение турнира может стать началом внедрения «киберспорта» как новой учебной дисциплины.
«Это с самого начала была идея наших учеников. В старших классах каждый ученик в нашей школе должен придумать и реализовать какой-то проект или исследование. И группа учеников нашей школы предложила идею проведения такого турнира. И сегодня мы видим, что их замысел, их идеи воплощаются в жизнь», - рассказал директор "Школы будущего" Алексей Голубицкий.
Ложка дёгтя
Несмотря на восторженные отзывы самих школьников об этом турнире, большинство родителей всё же остаются недовольны инициативой ввести «киберсопрт» как новую дисциплину в школе.
«Ужас! Горбатые все будут, никакого здоровья и физического развития!!! Не показывайте такое детям, что есть такой «спорт» вообще», - прокомментировал мастер спорта по тяжелой атлетике Евгений Казаков.
Его позицию разделила большая часть взрослызх людей, большинство из которых уже стали родителями. И не по наслышке знают о такой проблеме, как ребёнок, который не вылезает из-за компьютера.
«Они дома из телефона и ноута вылезти не могут, а вы ещё и в школе их компами пичкаете»
«Какой позор!!! Я против таких уроков!!! Сама в детстве не играла в такие игры и ребёнку своему не даю в руки даже телефон, только рсшатывает эта бредятина психику».
Хотя на большинство негативных отзывов нашлись и те родители, которые принимают ситуацию с компьютерными играми, как данность, против которой не стоит восставать, а лучше направлять их в нужном направлении.
«Да что вы разнылись?! Мне тоже не нравится, что дети большее количество времени проводят в играх, НО вы уже ничего не измените и это факт, так диктует современный мир. И уж если дети увлекаются компьютерными играми, так нужно это взять в свои взрослые руки и контролировать, направлять, обучать. Ну, а спорт ни кто не отменял, всё в ваших головах и руках, уважаемые взрослые...сами поменьше сидите в гаджетах, а уделяйте больше внимания детям!!!!»
Экспертное мнение
Представители Института развития Интернета предложили Министерству просвещения ввести "Дота "2 и "Фифа", как факультативы для школьников. Своим аргументом они выдвигают тот факт, что эти игры — общепризнанные киберспортивные дисциплины, по которым проводятся как турниры на уровне отдельных стран и регионов, так и крупные международные чемпионаты.
"Важными критериями стали соответствие возрастной маркировки 14+, чтобы сохранить психологическое здоровье детей в безопасности, а также соответствие отечественным критериям киберспорта. Выбранные дисциплины позволяют развивать навыки командной игры, стратегического мышления, логики, скорости реакции, а также креативного потенциала", - заявляют эксперты АНО «Институт развития интернета».
Где в мире преподают киберспорт
Первой страной, которая решила ввести киберспорт как школьную дисциплину, была Швеция. В 2015 году она начала преподаваться в трёх школах. В 2016 году эстафету подхватила Норвегия. Пять часов в неделю ученики отрабатывают игровые действия в "Дота 2", "League of Legends" или "Counter-Strike". Но пока киберспорт, как образовательная программа, чаще встречается в университетах, чем в школах. В России сейчас киберспортом можно обучаться в Российском госуниверситете физкультуры, спорта, молодежи и туризма на кафедре информационных технологий (специализация «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)»). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия» в Москве.
Текст: Алина Печниковская.