Пожалуй, самой обсуждаемой темой в 2022 был литовский транзит. Сначала вовсе запрет, а потом ограничения, которые наши соседи ввели на грузоперевозки между Калининградской областью и «Большой Россией». Этими действиями литовцы пытались загнать регион в блокаду. Тут же с полок калининградских строительных магазинов исчез цемент, от стран Запада посыпались военные угрозы, а региональные власти активно начали развивать паромное сообщение. За ситуацией, без преувеличения, наблюдал весь мир – от польских до арабских СМИ. Мы восстановили хронологию событий.
26 июля 2022-го. Губернатор, министр развития инфраструктуры, начальник КЖД и пресса в ожидании заветных вагонов с цементом. И вот, стройматериал впервые за период ограничений прибывает в Калининград железной дорогой.
"Это – большой успех. Достаточно большой объем, как я говорил. Практически 80 процентов того, что мы раньше перевозили, ввозилось у нас жд составами. Это снимет определенную напряженность сейчас, которая была на рынке стройматериалов, металлоконструкций, цемента в частности. Надеемся, что здесь мы эту проблему решим", - Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.
Почему же банальный цемент так ждали? Всё началось 18 июня. Литовцы без предупреждения наложили запрет на транзитные грузоперевозки санкционных товаров между Калининградской областью и «Большой Россией».
"По международным нормам, европейские жд власти литовские должны были уведомить, как минимум, за пять дней нас о прекращении этого транзита. Они сделали это практически меньше, чем за сутки", - Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.
Под запрет попало порядка сорока процентов всех грузов, которые доставляют в регион по железной дороге. Среди них - уголь, металл, древесина и цемент. Последний, после объявления ограничений, буквально исчез с полок магазинов. В регионе появились спекулянты, втридорога продающие стройматериал.
"Пожалуйста, очень вас прошу – принимайте решения взвешенно. Не нужно тратить деньги, тем более лишние давать кому-то зарабатывать. Знаете же, кому война, а кому – мать родна. Вот не надо поддаваться всяким паническим настроениям. Мы всем обеспечены. У нас есть пути доставки грузов. Я прошу вас всех сохранять спокойствие", - Антон Алиханов губернатор Калининградской области.
Позже список запрещенных товаров пополнился. В него вошли бетон, дерево, спирт, алкоголь и промышленные химикаты на спиртовой основе. Люди назвали ограничения «блокадой». Правда, как заявили в ЕС, Литва даже не планировала её устраивать.
"Ситуация с Калининградом - это не блокада. Мы не хотим блокировать трафик между Калининградом и Россией, но в то же время нам нужен контроль в вопросах предотвращения обхода санкций, наложенных ЕС. И это нужно делать одновременно, это возможно", - Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам.
Глава европейской дипломатии пообещал, что Еврокомиссия предоставит инструкции, как обеспечить исполнение санкций и при этом сохранить сообщение. Но Россия уже была настроена дать свой ответ.
"Ответные действия будут неизбежными. К вопросу относительно того, какими они будут. Будут ли они исключительно в дипломатической плоскости? Ответ: нет. Они будут не в дипломатической, а в практической плоскости", - Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ.
"На подобные враждебные действия Россия, безусловно, отреагирует. Соответствующие меры прорабатываются в межведомственном формате и будут приняты в ближайшее время. Их последствия окажут серьезное негативное влияние на население Литвы", - Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности Российской Федерации.
На совещании в Калининграде Патрушев обсуждал и присутствие НАТО у российских границ. Через несколько дней из Вашингтона послышались угрозы. За перепалкой наблюдал весь мир. Арабские журналисты снимали сюжеты прямиком из Калининградской области, а польская пресса явно нагнетала истерику, пестря громкими заголовками. Соседи задумывались, «поставит ли нас Литва на колени» и утверждали, что Россия нарушает границы НАТО. В это время в регион приходят паромы с первыми партиями санкционных товаров. Не растерялись и российские хакеры. Они начали активные кибер-атаки на государственные сайты Литвы. Позже Еврокомиссия всё же дала разъяснения по транзиту. Его разрешили, но исключительно по железной дороге и при тщательном досмотре. При этом в документе указали, что доставка санкционных товаров автотранспортом – запрещена.
"Мы настаиваем на том, что этот транзит также должен быть убран из европейских санкций, как нарушающий обязательства ЕС и Прибалтики. Более того, вторым странным ограничением является квотирование. Я уже приводил пример. У нас есть материалы, которые мы раньше покупали исключительно по импорту из тех же стран Евросоюза, которые сейчас мы покупаем на основной территории Российской Федерации, но их нет в статистике, мы раньше их не покупали, их не было в транзите. Я не понимаю, каким образом закупка товара в Воронеже, в Брянске или в Москве и перевозка их сюда каким-либо способом является обходом санкций", - Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.
Квоты региональные власти назвали нарушением международных прав и очередной подножкой, чтобы осложнить жизнь Калининградской области. И только регион встретил первый состав с санкционкой, как Литва подготовила новый удар. «Шауляй-банк», который обслуживал транзит, заявил, что с 1 сентября прекращает банковские операции с Россией. Но на это у властей был ответ.
"У нас есть возможность быстро нарастить морскую компоненту, она и так выросла в разы с начала года. И полностью отказаться от этой зависимости политики сопредельных государств калининградского транзита. Так что у нас всегда будет, что поесть и еще накормим соседей, дружественных", - Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.
К слову, с начала года появилось 19 судов, которые доставляют грузы в регион из «Большой России» и обратно. Причем, шесть из них могут перевозить грузовики и вагоны. А региональные и федеральные власти продолжают работу, чтобы добиться отмены квот, которые ввёл Евросоюз. По словам Антона Алиханова, еще есть опасения, что соседи полностью запретят транзит. Тем не менее, губернатор считает, что без калининградского транзита и торговли с Россией жд и портовый комплексы Литвы просто перестанут существовать.