Почему люди покидали родные края и переезжали из «большой» России в Калининградскую область? Одна из причин – голод. Несмотря на то, что жизнь в те времена в регионе была непростой, и приходилось много трудиться, здесь не было такого голода, как в Тамбовской области, вспоминает Людмила Гавриловна Литинецкая. Мы побывали в гостях у ветерана становления Калининградской области и узнали ее историю.

 Людмила Литинецкая фотографии

Во время войны работала токарем

- Приехали мы сюда 24 сентября 1947 года. Приехали в сельское хозяйство сразу, сама я токарь, труженик тыла. Жила в Тамбовской области, город Рассказово, промышленный город. Работала в механическом цехе 4 года – всех работников забрали на фронт, а нам, девчонкам (нам было по 15 лет) прислали старичков, которые раньше работали токарями. Они нас подучили, и мы все время работали. Фабрика была суконная, мы ткали шинель на сукно для солдат.

Трудно было. Зарплату мы не получали, мы только получали в сутки 400 граммов хлеба, все. Мать моя работала в райкоме партии, в учетно-секретном столе партбилеты у нее были. Была часто в командировках, в колхозах собирала шерсть, чтобы вязали варежки на фронт. В общем, тяжело. Это вспоминать страшно. Голод, холод. Я не знаю, как выжили мы.

Старались не унывать

Как говорит Людмила Гавриловна, после того, как война закончилась, улыбка не сходила с ее лица. Носить было нечего, платья шили из парашютного шелка, пальто – перешитые солдатские шинели.

WhatsApp Image 2021 04 02 at 16.51.30

Людмила Литинецкая на фотографии справа, тетя - слева. И те самые платья из парашютного шелка

- Любимая тетя, мамина сестра. Это я с ней. Завивку делала с 18 лет! И по сей день делаю, - рассказывает ветеран. 

Переехать пришлось из-за голода

- 1947 год был очень голодный в Тамбовской области. Отца убили. Мама, брат – с 1930 года (я с 1926-ого, а он с 1930-ого), и ее мама, моя бабушка, все мы приехали в Ильичевку. Раньше поселок назывался Гросс-Ланк, большой Ланк. Стеклянные были от воды. Пили одну воду. Не знаю, как я выдержала – а у меня врожденный порок сердца. Сюда приехала – поднялась на воздухе. Но была вся в фурункулах от перемены климата. Там сухой климат, а здесь морской.

 Людмила Литинецкая на сайт

Немцев было немного. А русских не было, только одни солдаты. Они и копали, они и сажали. Мы приехали и на уборку урожая попали. И 24 сентября было солнце, тепло, мы радовались. Там [В Тамбовской области] уже похолодание, сентябрь месяц, это Центральная Россия, черноземная. Ведра чистили, картошку. Брали воду из воронок, которые остались после войны. От воды ожили вот так. Ну правда, и с собой брали с поля – то в рукав положишь пару картошек, и домой несешь, потому что там бабушка. А мать пошла сразу по прописке, в погранзаставу ее взяли. А взяли ее с таким расчетом: раньше, если кто-то хотел приехать к тебе, то можно было только по вызову. Вот она оформляла вызова, паспорта, почтальоном была.

Немцы не хотели уезжать из Ильичевки

- Что про немцев сказать? Их напугали. Но мы с ними жили, как вам сказать… Они же тоже мирным населением были, мы дружны были. В 1948 году их убрали. Я очень много знала слов из немецкого языка, потому что я год с ними прожила. И мы в одном доме даже были, нам хватало двухкомнатной квартиры. Мы одну комнату им отдавали, а другую… Они нас снабжали от и до, ничего не давали делать – и огород копали, и сажали, все, все! А мы работали.

Работа была тяжелая первое время, у нас не было такой техники. Врач был медицинский немец. Он лечил нас, кто заболеет. Но они нас боялись, очень. Уж такой страх навели, что коммунисты приехали! В таком духе… А когда уезжали, они плакали. Они даже не хотели уезжать, потому что знали, что их ждет – они, дескать, с русскими жили.

Война еще долго напоминала о себе

- Народ был дружный. Все мы сплоченные такие. Ребятни было очень много, и много погибало. Потому что везде валялись снаряды. Пули эти, зажигалки – когда самолет немецкий летит, сбрасывал, чтобы освещал большую площадь местности – вот такие тоже собирали. Мелиорация пошла – вот мы тогда около мелиорации складывали все вот эти боеприпасы. Гранат было много. Но с нами был инструктор.

Вот так мы жили. Жили дружно, помогали друг другу. А сейчас какие-то прям… Не хочу и говорить. Какой-то народ злой стал.

 к 1 лайфу

Сейчас Людмила Гавриловна живет с внучкой

С мужем Людмила Гавриловна познакомилась на танцах. Он был родом из Одессы:

- Вышла замуж за солдата с Корнево. А тогда все девчонки солдат из Корнево позабрали. Работал он по заготовкам, экспедитором: снабжали зверосовхозы вот, рыбу, мясокомбинат. А я звероводом была, норку выращивала. Вот так и жили. 35 лет я без него. Это будет в июне, 6-ого. Жили дружно. Дочь умерла, рак легких. Вот, остались потомки. Вот у меня особо интересного ничего нет. Работа, работа, работа… 44 года я, правда, проработала. 

Сейчас ветеран живет вместе с внучкой и ее семьей. В этом году она будет отмечать 95-летие. 

Автор
Автор

популярное за неделю

новости по теме:

популярное за неделю