Чудо ценою больше двух миллионов долларов. Именно столько стоит один укол препарата «Золгенсма». Колоссальную сумму собрали всего за 8 месяцев. Казалось бы, красивый финал громкой истории, но нет. Волонтеры, собиравшие деньги на препарат для Миланы Семеньковой сделали сенсационное заявление – родители девочки обогатились благодаря сбору на лечение своего ребенка.
«По оценкам людей, кто был близко к сбору, разные суммы говорят, но не меньше двадцати миллионов. Точной отчетности нет. У них как отчет сделан - просто скриншот карты. «Посмотрите у меня на карте вот столько». Может ты 10 миллионов снял, да даже 5000 рублей снял и скриншот сделал. Я тоже так могу», - объясняет представитель благотворительного фонда Сергей Горохов.
Эта история началась в ноябре прошлого года. Годовалой Милане с диагнозом спинально мышечная атрофия требовался самый дорогой в мире укол. Деньги на это собирали неравнодушные люди из разных регионов России, Германии и Казахстана. Среди них самые известные люди страны. История Миланы Семеньковой объединила всю область, не оставив равнодушным никого. Она же затем разделила её на два лагеря. Еще на этапе сбора денег в самом волонтерском движении произошел раскол.
МАШИНЫ, КВАРТИРА, АЙФОНЫ
Создатель благотворительного фонда «Сердца трех» Сергей Горохов участвовал в сборе для Миланы. Активист уверен, еще во время акции Семеньковы тратили деньги не по назначению. По его словам первым звонком стала покупка семьей второй машины.
«Черная «BMW», 38 кузов, «семерка», как в фильме «Бумер». Купленная машина начала людей будоражить: «как это так, он покупает машину во время пика сбора?» Он мне говорит: «я поменялся ключ на ключ». Я думаю: «ну классно, поменял и поменял». Потом выясняется, что машина (старая – прим.) стоит в гараже, я её лично приезжаю, вижу», - рассказывает Сергей Горохов.
Так же пошли слухи о покупке «Мерседеса» и «Рэнджровера». Мы связались с мамой Миланы – Викторией, чтобы напрямую спросить – на что они тратили деньги от сбора. Разговор получился эмоциональным, но вот прямые ответы на конкретные вопросы получить не удалось.
«У нас есть соседка Вика, которая тот же вот этот «Range Rover», когда нам приписывали, что это мы его купили, понимаете. Так же как и приписывали, что мы другие машины купили, хотя это тоже машины нашей соседки, понимаете. Машины у нас на Виктории, на соседке. Это её машины, на которых на данный момент мы ездим», - пояснила Виктория Кашуба.
Кто эта богатая соседка нам неизвестно. Однако автомобилями, по словам волонтеров, дело не ограничилось.
«Конечно же у них «айфоны» появились во время сбора. Он мне сказал, что купил по дешевке их вообще», - рассказал Сергей Горохов.
И для этих покупок у мамы Миланы нашлось объяснение.
«Были телефоны. У нас были они, понимаете? У меня всегда был «Iphone». Мне мама «Iphone» подарила еще до сбора, вообще до сбора, когда у меня еще Миланки не было. Это не важно. Нам помогают родственники. У нас очень много родственников в Германии и в Казахстане», - рассказала Виктория Кашуба.
Пока вся страна переводила деньги с банковских счетов на лекарство Милане, Семеньковы якобы купили квартиру.
«У меня приехала мама с бабушкой, которые продали в Казахстане квартиры и приехали, и купила мама здесь себе квартиру. Есть договора, есть всё», - объяснила Виктория Кашуба.
«Весь сбор история такая, что мама что-то продает в Казахстане и вечно здесь покупают что-то. Я не понимаю, почему раньше не продавалось до сбора, когда они были все в долгах?», - спрашивает Сергей Горохов.
«МЕНЯЛИСЬ НА ГЛАЗАХ»
Во время сбора Семеньковы менялись и внешне. Некогда простые молодые калининградцы стали больше походить на звезд шоу-бизнеса. Мама Миланы Виктория как видно из её публикаций в соцсетях хорошела на глазах.
На странице дочери в Instagram * (Instagram принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, его деятельность в стране запрещена) девушка активно рекламирует продукцию фирмы, в которой работает. Виктория занимается сетевым маркетингом. Из подписчиков Миланы набирает себе клиентуру. Это тоже не нравится многим участникам сбора.
«Многие мне пишут, из тех, кто помогал, что это страница где хотят видеть ребенка, её успехи, её какие-то умелки. Но не продукцию, которую взялась рекламировать мама», - рассказала волонтер Раиса Куликова.
Тем не менее, среди участников акции оставались те, кто продолжал верить в непогрешимость семьи Семеньковых.
«Многие волонтеры не понимают до сих пор и не понимали тогда и выступали с огромной агрессией в адрес тех, кто посмел что-то спросить», - рассказала волонтер Раиса Куликова.
По словам Раисы Куликовой неудобные комментарии в чатах быстро подчищались, а их авторов после этого начинали заваливать гневными сообщениями.
А вот как, по словам волонтера, отреагировали на неудобные вопросы сами родители Миланы:
«Папа звонил мне и в достаточно жесткой форме дал понять, что не нужно задавать этих вопросов. Неподобающе так разговаривать с человеком, который полгода жизни, бросив своих детей, посвятил вашему ребенку», - рассказала Раиса Куликова.
ГДЕ ОТЧЕТ?
Официально на момент закрытия сбора на счетах семьи было чуть больше 157 миллионов 700 тысяч рублей. Производитель инъекции выставил счет на 150 миллионов 343 тысячи. Два с половиной миллиона Семеньковы пожертвовали на лечение другим детям, еще 4 миллиона 800 тысяч решили оставить на реабилитацию Миланы. Тем не менее, по словам волонтеров, деньги на счета семьи продолжали поступать и после закрытия сбора.
«К завершению сбора дали цифру от 27 мая, хотя сбор объявили закрытым 1 июня. Но 27 мая никто карты не блокировал и не закрывал и не убирал со страниц эти реквизиты», - пояснила волонтер Раиса Куликова.
«Каждый день на тот момент уже шли и шли деньги, по 3 – 4 миллиона в день», - подчеркнул Сергей Горохов.
Но тогда где эти деньги? Родители Миланы официально сообщили, что часть средств потеряли на конвертации из иностранной валюты в рубли.
«Не реально, чтобы такая конвертация была. Они изначально кураторам говорили: «ставьте, что конвертация 2 миллиона съела», как мне рассказали. Кураторы говорят: «в смысле 2 миллиона?» Они: «ладно, ставьте полтора». Ну, то есть уже к миллионам относились вообще не трепетно», - рассказал Сергей Горохов.
Активисты, собиравшие деньги на Милану уверяют, они не хотят зла семье Семеньковых. Люди просто просят предоставить адекватный отчет о тратах. По их словам, просто обозначить сумму, как это сделали Семеньковы, не достаточно, нужны чеки и выписки с банковских счетов. Мать Миланы парирует - никому, ничего не должна.
«Если прокуратуре это надо, понимаете, в грязном белье копаться людям. У нас больной ребенок. Пожертвования были добровольные. Мы всем всегда говорили спасибо, мы всех всегда за всё благодарили. Мы укол сделали, оплату произвели. Дальше мы живем своей жизнью», - заявила Виктория Кашуба.
БРОСАЕТ ТЕНЬ НА ВСЕХ
Руководитель фонда «Верю в чудо» София Лагутинская много лет занимается благотворительностью и знает, как правильно проводить подобные сборы. Чем больше сумма, тем детальней должен быть отчет.
«Это частый такой миф для людей, они считают, что если они публикуют данные там своей сберкарты на странице в соцсетях, то люди по доброй воле им жертвуют и в принципе отчитываться не нужно. Потому, что «это же на мою карточку упали средства, зачем я кому-то что-то должен». И на самом деле это такая травма, которая наносится всему сектору волонтерства и благотворительности», - рассказывает София Лагутинская.
Как объяснила женщина, если благотворительные фонды ограничены уставом и контролируются законом, то переводы на карты физлиц это теневой сектор. По этому, по её словам, деньги собранные фондом никогда не переводятся на счета родителей.
«Это перевод напрямую в авиакомпанию за перелеты детей, в медицинские учреждения за услуги, в аптеки, фармкампании, производителям за всё оборудование. То есть мы работаем напрямую», - объясняет София Лагутинская.
ТАИНСТВЕННОЕ ВИДЕО
Как сообщил «Каскаду» Сергей Горохов, существует видео, которое может еще больше скомпрометировать чету Семеньковых, но публиковать его активист до последнего не намерен. Он ждет и надеется, что родители Миланы вернут деньги, которые якобы присвоили себе.
«Я бы хотел, чтобы они всё вот это нажитое не честным трудом имущество продали и отдали деньги на больных детей. И прилюдно извинились, сказали: «бес попутал, ребята»», - заявил Сергей Горохов.
Тем временем Милана к счастью идет на поправку. После укола «Золгенсма» она уже прошла два курса реабилитации. Волонтеры говорят то, что собрали на укол – настоящее чудо. Но при этом уверены, на собранные деньги можно было спасти еще несколько детских жизней.
* (Instagram принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, его деятельность в стране запрещена)