Кирпич по праву считается ценным и древнейшим строительным материалом, который может многое рассказать о своей эпохе. Большинство исторических строений, возведенных на территории нынешней Калининградской области, строились именно с этого прочного материала.
Причем, кирпичу отводилось совершенно особое место при строительстве фортификационных сооружений, храмов и других важных сооружений. Кирпич и в наши дни широко используется как основной строительный материал.
Калининградец Сергей Довлатов, основатель группы во «ВКонтакте» - «Это Кёниг, детка!», интересный рассказчик, и человек увлекающийся историей Восточной Пруссии, имеет интересное хобби. Это - не значки или легкие по весу открытки. Сергей занимается коллекционированием старых кирпичей с клеймами, и считает, что это только «начало пути». В перспективе, тяжелая в буквальном смысле коллекция уже не будет помещаться в квартире Сергея.
Корреспондент Kaskad.tv встретился с Сергеем Довлатовым и узнал много интересного о его хобби, которое называется – Брикофилия, от английского brick – кирпич.
Сергей, давно Вы начали собирать старинные кирпичи?
- Собирать кирпичи я начал случайно. Лет пять назад мы проводили субботник в парке Центральном (парк Калинина) и при расчистке ручья, в воде мне попался кирпич с клеймом KFZ. Стало интересно, что это за клеймо и что оно означает. Позже, выяснилось, что клеймо расшифровывается как Königlich Fortifikation Ziegelei - кирпичный завод Королевского (Государственного) Фортификационного Ведомства, которое курировало строительство фортов и других фортификационных объектов в окрестностях Кёнигсберга (Калининграда). Датируется рубежом XX века. Существует также в полном варианте без сокращения. Это - дало мне понять, что кирпичи могут многое рассказать об истории нашего края. И пошло-поехало! Больше я не мог пройти мимо старых развалин, не поковырявшись в груде кирпичей. Затянуло, одним словом.
Скажите, как Вы их находите?
- Как нахожу? Да очень просто. Везде где бы я не был, обращаю на них внимание. Рушат дом - прошу у прораба поковыряться. Много езжу по области с целью познавания различных кирх, замков, усадеб. И если вижу какие-нибудь развалины, то ковыряюсь и ковыряюсь в груде кирпичей. Порой, не одну сотню перелопатишь, прежде чем найдешь. А бывает, что и впустую. Разве тут угадаешь? Но усердие обычно награждается. Они порой просто под ногами лежат, надо лишь нагнуться и рассмотреть. Мы с супругой часто по области вылазки делаем. Она у меня, к слову, тоже «заболела» этим делом. Бывает так, что нам повезёт и найдём штук пять, распихиваем их по рюкзакам и вваливаемся в автобус. А когда рюкзаки снимаем и ставим на пол, то они громыхают так, что кондуктор со смешком спрашивает: «Да что вы там, кирпичи что ли возите?» Сама даже, не предполагая, что попала в точку. А мы говорим: «Ага». И улыбаемся. И ещё хочу заметить, что настоящий коллекционер не будет выковыривать кирпич из стены. Только из руин, которые уже лежат на земле. Каким бы редким не был экземпляр! Хотя, этого правила придерживаются не все. К сожалению.
Каким образом Вы определяете, стоит или не стоит брать в коллекцию найденный кирпич?
- А я все кирпичи с клеймами беру. Что не в коллекцию, то в подвал. Там я снял весь старый слой и выкладываю пол из немецкого кирпича с клеймами. Весьма примечательный будет пол! Из кирпича со всех уголков нашей области. Бывшей Восточной Пруссии.
Как ваши близкие люди относятся к коллекционированию кирпичей?
- В принципе, все друзья, родственники и знакомые относятся к моему увлечению нормально. Правда некоторые гости, когда видят мою скромную коллекцию на стенах, то произносят нечто вроде: «У всех стенки, ковры, комоды, а у тебя - кирпичи» Но в общем, никто пальцем у виска в мой адрес не вертит. Конечно, всё это требует ухода и регулярного снятия пыли. Но такова уж специфика этого вида коллекционирования. Я знаю, что это уже не остановить, и в перспективе коллекция не будет помещаться в квартире. Придётся подумывать о том, где это всё хранить.
В чем ценность Ваших глиняных экспонатов, и чем они отличаются от современных кирпичей?
- Ценность экспонатов вещь относительная. Сложный вопрос. Конечно, существуют как редкие клейма, так и широко распространённые. К примеру, пишет мне однажды один товарищ и просит оценить кирпич, который он нашел где-то под Озёрском. Просит меня сказать, за сколько его можно продать. А там кирпич весь исписан от руки с каким-то посланием (очень неразборчиво и прописью). Что-то вроде послания потомкам. И как его оценивать? Это единственный и неповторимый экземпляр. У всех своё мерило ценности. Лично для меня, самый ценный кирпич тот, который первый. С которого всё началось. Хотя по своей коллекционной ценности - он не очень-то и редкий. Поэтому, всё относительно. А чем отличаются старые кирпичи от современных? Да много чем... Технологией в первую очередь. Особо старые кирпичи, перед тем как отправиться в печь для обжига, вылёживались под открытым небом на досках, на траве. Отсюда мы и имеем отпечатки различных животных на кирпичах. Ночью зверьё расхаживало по округе и могло наступить на сохнущую заготовку. Я уже целый зоопарк собрал. Собаки, волк, гусь, телёнок, крысы, кабан, все оставили свои следы на экземплярах, которые я уже имею в своей коллекции. Есть даже отпечаток ноги ребёнка. Разве это не интересно? Из существующих готических страшилок можно узнать, что существовал кровавый обряд, когда месячного ребёнка, предавали в жертву - его кровь, по давнему обычаю, должна была “укрепить” кладку замка. Правда сняв размеры, я определил, что ребёнку было около 10-11 лет. Не наш случай, к счастью. И вообще, в старинных кирпичах есть душа, информация, вековые следы жизни тех, кто жил тут много лет назад. Своеобразные носители информации. Разве современный кирпич может что-то нам рассказать? Заставить нас пофантазировать, окунуться в мир рыцарей, повседневный быт и каких-то событий? Вот в этом и разница.
Для чего раньше клеймили кирпичи?
- Каждый хозяин завода, выпуская качественный товар, хотел как-то выделить свой кирпич среди других. Для этого на кирпиче ставилось клеймо с названием завода- изготовителя или именем его владельца. Ситуация с клеймением значительно изменилась после Первой мировой войны. Наступил тяжелейший экономический кризис и гиперинфляция. Многие заводы закрылись и банально не выжили, а кто выжил, те уже в рекламе не нуждались. Массовое клеймение сошло на нет. Так что, я могу сказать, что основные периоды клеймения пришлись на 19-й и начало 20-го века.
Сергей, за пять лет коллекционирования много накопилось экспонатов?
- Количество экспонатов перевалило за сотню. Конечно, это весьма скромно, по меркам серьёзных коллекционеров, таких как Дмитрий Шилов из Мамоново, чья коллекция является, на мой взгляд, самой большой, если иметь в виду именно кирпич Восточной Пруссии. Но он и собирает её с 90-х годов прошлого века. А я ещё только в начале этого пути. Москва она ведь тоже не сразу строилась.
Среди собранных Вами кирпичей, есть особо ценные экземпляры?
- Особо ценные? Ну, про первый кирпич я уже упомянул. А так, конечно, есть такие клейма, которые попадаются довольно редко. К примеру клеймо Genslack. Это сейчас населённый пункт Пруды, неподалёку от Озерков. В том районе очень хорошая глина и изначально, в начале 17 века, завод принадлежал некоему фон Хюльсену, а затем, в 1656 году перешёл к Мартину Бродманну, после чего, был поглощён семьями Рейхмейстера, фон Гауди и фон Большвинга, под чьей эгидой в поместье пришел кирпичный завод Zimmau, соответственно пришло и новое, весьма распространённое клеймо. А вот то, старое - Genslack - кануло навсегда. И потому оно ценно. Я бы мог много рассказывать о заводах и клеймах, но большинству это будет скучно. Просто привёл пример. Ведь для меня клеймо - это в первую очередь источник информации и познание истории нашего края. Бывает так, что начинает тянуться ниточка и она приводит к весьма интересным фактам и событиям давно минувших лет.
Есть ли у Вас какой-то кирпич-загадка?
- Пока я не нашёл кирпич-загадку. Всё более-менее объяснимо. Хотя, я знаю людей, у которых есть кирпичи, над которыми можно как размышлять, так и выдвигать различные версии. Это когда на ещё сыром кирпиче рисовали какие-то знаки, цифры, рисунки. Поле для фантазий огромное! У меня есть кирпич, где мастер оставил отпечатки четырех пальцев. Видимо проверял, до какой степени просох кирпич. Я конечно не отчаиваюсь, кирпич-загадка ещё попадётся! Я в это верю. По некоторым можно делать определённые выводы. Например, на одном моём кирпиче (точнее обломке) две собачьи лапы разных размеров. То есть наследили сразу два животных. Он у меня именной, так сказать, назвал «Собачья туса». Есть кирпич, где видно, что собака не просто наступила, а неслась как угорелая. След динамичный, размазанный... Сразу представляется какой-нибудь Ульрих, который гонял собаку от сохнувших кирпичей. Но это мои фантазии.
Среди Ваших экспонатов, какой самый старый?
- Самый старый кирпич трудно определить. Вероятно, это кирпич с Бальги. То есть, 13 век. А так, довольно много кирпичей периода 14 века, с руин кирх, которые в большинстве своем строились, а точнее закладывались именно в тот период. Именно на них отпечатки лап и прочих конечностей зверья.
Как много было на территории нынешней Калининградской области кирпичных производств?
- История красного керамического кирпича на Земландском полуострове насчитывает более девяти веков. Еще тевтонские рыцари по достоинству оценили этот материал: глина была буквально под ногами и уже с ХII века начала применяться для изготовления кирпичей и строительства оборонительных сооружений. Сначала это делалось теми, кто только имел такую возможность. Какими-либо конкретными данными на ранние периоды я не располагаю. Но известно, что в период до начала Второй мировой войны количество кирпичных заводов на территории Восточной Пруссии колебалось от 250 до 350 в зависимости от экономической и политической ситуации.
Где их было больше всего?
- Больше всего заводов находилось в округе Велау (Kreis Wehlau). Сейчас это район Знаменска и Гвардейска. Там несколько решающих факторов. Это и близость к Кёнигсбергу, где был основной сбыт. И качество глины. К примеру, при строительстве кирпичных заводов перед Первой мировой войной учитывалось не только наличие сырья, но и возможность сбыта готовой продукции, в первую очередь – близость железнодорожных станций и водных путей. Все это было в наличии в округе Велау.
Это правда, что коллекционирование старинных кирпичей стало выражением Вашей любви к истории края?
- Да, правда. Мне очень нравится история нашего края. И любовь к кирпичу, это любовь к истории в целом, и любовь к нашему краю. Ведь наш край уникален! И чем больше углубляешься в его историю, тем интереснее! На мой взгляд, мы должны не бороться с так называемой «ползучей германизацией», а брать на вооружение всё то самое лучшее, что веками выработано до нас и вносить в нашу жизнь. Что бы мы жили лучше, «эстетичнее и краше». Ведь зачастую мы удивляемся немецкому качеству, немецкой практичности, прочности. А мы чем хуже? Такие же руки и ноги, головы и тела. Вот чем надо заниматься.
Планируете ли Вы в будущем создать музей кирпичей?
- Музей кирпичей я не планирую. Мала еще коллекция, и слово «музей» звучало бы слишком громко. Вот у Дмитрия Шилова, там - да! Там музей. Естественно, я задумывался о том, что когда-нибудь уйду из жизни и к тому времени будет большая коллекция. Хотя до этого, я надеюсь ещё далеко. Как вариант, это - завещать экспозицию какому-нибудь музею. Может даже школьному. Люди должны это видеть, особенно подрастающее поколение. Возможно, что через это у них появится интерес к истории. Истории края, истории земли на которой они живут. Одним словом, четкого определения будущего у меня нет. Но то, что собирается всё это не зря - я знаю точно. Посмотрим.