Наступило жаркое лето, а это значит, тысячи людей традиционно устремляются к морским пляжам.
Недавно мы писали о том, что, власти курортных городов обязали подготовиться к увеличению выбрасываемого мусора.
С давних пор пляжи Янтарного края привлекали отдыхающих. За отдыхом, удовольствием и безмятежным времяпрепровождением, туда приезжало множество людей. К примеру, в 1854 году город Кранц (Зеленоградск) посетили 1714 человек, в 1899 году – 8183, в 1909 году – 13005.
Некоторые из отдыхающих вели дневники и даже писали книги о пляжном отдыхе. Вот что в 1858 году написал Макс Розенхейн в своей книге «Записки путешественника по Западной и Восточной Пруссии»: «Кое-кто считает, что мода на морские курорты уже проходит, но это мнение вступает в противоречие с реальностью: популярность отдыха на море растет с каждым годом. Море по-прежнему остается для людей сильным магнитом; для очень многих морская вода превратилась в универсальное лекарство. Если вы все еще сомневаетесь в этом утверждении, посмотрите на карту нашего побережья Балтики от Киля до Мемеля и подсчитайте, сколько морских курортов появилось и процветает за последние 20 лет.
Там, где несколько лет назад среди песков дюн стояли жалкие рыбацкие хижины, теперь высятся виллы, похожие на маленькие дворцы. Подобно тому, как россыпь драгоценных камней украшает золотой браслет, широкий непрерывный пояс морских курортов украшает наше Балтийское море. И морское побережье Земландии является тому ярким подтверждением. От маяка на мысе Брюстерорт, северной береговой точки прусской Балтики, до Кранца, расположенного в самом начале Куршской косы, то есть на отрезке в шесть миль, во всех прибрежных деревушках летом нам встречается множество курортников, как пеших, так и конных - и всадниц едва ли не больше всадников.
В это время года практически повсюду на побережье можно увидеть купальные кабинки, сооруженные из соломы или дерева, разноцветные парусиновые палатки, и все это часто напоминает нам какие-то дикие африканские поселения. Каждый зажиточный житель Восточной Пруссии, каждый более-менее состоятельный кёнигсбержец давно облюбовали себе у моря излюбленное местечко, которое предпочитают всем остальным. Как только подходит к концу июнь, из Кенигсберга и его окрестностей на побережье начинает тянуться пестрая вереница экипажей и колясок, повозок и телег, нескончаемым потоком идут люди и скачут всадники.
Однако вскоре вся эта людская масса разделяется на два равновеликих потока. Одна половина следует в Нойкурен или дальше по побережью на запад, а другая устремляется в Кранц. Последуем и мы за последним потоком. По отличной дороге он приведет нас в Эльдорадо всех кёнигсбержцев, в благословенный Кранц.
Всего тридцать лет назад это был засыпанный песками Куршской косы бедный рыбацкий поселок Кранцкурен. Лишь очень немногие мизантропы, избегающие общества людей, приезжали сюда летом из столицы, чтобы в уединении наслаждаться отдыхом, слушая шорох волн и регулярно взбадривая себя морскими купаниями. Но постепенно люди поняли, что приливные волны именно здесь сильнее всего бьют о берег, что, несомненно, весьма благоприятно для здоровья. Местечко стало очень популярным, отдыхающие стали обустраиваться более комфортно и даже построили здесь первый весьма примитивный гостевой дом, который, к счастью, в нужное время сгорел, чтобы освободить место для просторного благоустроенного отеля». (Автор перевода – филолог, переводчик Татьяна Коливай. Ей принадлежит множество переводов сказок, легенд и преданий прусской Балтики).
«Влияние чарующего ландшафта, совместного наслаждения и избавительной жизни на природе объединяет всех и стирает даже различия политических партий», – написал в 1852 году немецкий историк и писатель Фердинанд Грегоровиус в своей книге «Идиллии балтийского берега».
Недавно kaskad.tv писал о том, что жители Зеленоградска жалуются властям на внешний вид отдыхающих, которые расхаживают по городу в одном бикини.