Мумия лошади и тайны форта под Калининградом 

Сохранившиеся на территории нашего региона исторические фортификационные сооружения хранят в себе удивительные тайны. С течением времени, мы все больше и больше узнаем историю этих прочных и загадочных строений. А также, об интересных событиях, происходивших там раньше. Один из таких таинственных объектов - Форт № 4 «Гнейзенау», расположенный в северной части поселка Первомайский под Калининградом. Недавно Kaskad.tv писал о необычном случае, произошедшем с исследователем, совершавшим погружение в оборонительный ров этого фортификационного сооружения. После данной публикации, с нашим корреспондентом связался житель областного центра Игорь Усманов, и поделился интересной информацией о том времени, когда форт

покинули занимавшие его длительное время советские военнослужащие.

"ГСМка" и юные исследователи

После Второй мировой войны, в казематах форта размещался автобат, затем склад горюче - смазочных материалов (ГСМ). После ухода военных, с объекта была снята охрана, и уже любой желающий мог без труда попасть внутрь. Как только форт «открылся», первыми туда хлынули любопытные мальчишки, называвшие его "ГСМка".

Мумифицированный труп лошади

Со слов Игоря Усманова, серьезных разрушений в Форте № 4 было немного. Существовало несколько пробоин в перекрытии казематов, и была обрушена центральная потерна. В начале потерны лежал мумифицированный труп лошади и куча капсюлей от артиллерийских снарядов. Детвора складывала воспламенители в ржавые немецкие шлемы, и бросала в горящий костёр, слушая взрывы. Так как еще функционировала построенная до войны система, вода в оборонительном рве стояла чистая и прозрачная. Она уходила в ручей, а затем в Верхнее озеро.

Вылетающие со свистом кирпичи

Форт 2

В начале 70-х годов, на территорию форта начали свозить боеприпасы с разминирований, которые там же взрывали. Из стен прочных казематов со свистом вылетали кирпичи, обрушая своды. Затем, в верхней части исторического объекта появилась свалка мусора, вывозимого из расположенной поблизости воинской части. Общую картину разрушения довершили местные жители, строившие свои дома, в садовых обществах. Остатки форта - песок, гравий, кирпич и камень использовались в качестве стройматериалов.

Оружие и ящики с минами

Игорь Усманов: «Внешне, форт №4 во многом похож на форт №5, во всяком случае, вход внутрь. Рядом с ним располагалось просторное помещение, имевшее железные ворота и амбразуры внутри помещения. Когда атакующие врывались туда, ворота закрывались, и открывался огонь по нападавшим силам противника. В 70-х годах, на входе обвалился пол, и оказалось, что под ним был коридор, примерно чуть более трех метров шириной и высотой тоже около трёх метров. Он уходил вправо и влево. Закрыт он был чем-то похожим на подъёмный мост из квадратных деревянных балок. Они прогорели, похоже, что там был разлит бензин, и кто-то его поджег. Ход был более чем на половину затоплен водой, с масляными пятнами от топлива. Стоял сильный запах бензина. Обрушение потерны могло произойти в результате взрыва внутри помещения. Снаружи воронки отсутствовали. Возможно, это произошло уже после штурма форта. Под водой, на дне оборонительного рва, находилось много патронов и артиллерийского пороха. Попадалось и оружие. Справа от входа, в 15-20 метрах от мостика, в воде находилась куча деревянных ящиков с минами от миномета малого калибра. На них я случайно «наткнулся» плавая в маске. Когда потянул ящик на себя, он начал разваливаться прямо на глазах. Из него посыпались мины. Я бросил его, и больше туда не нырял. Возможно, ниже первого этажа была обширная сеть коммуникаций, но вход туда мы не обнаружили. Нашли лишь один маленький ход, скорее всего, предназначенный для вентиляции от пороховых газов. В 19-м веке пользовались дымным порохом. Проползли мы по нему метров двадцать, а дальше он уходил в воду. Создалось такое впечатление, что была полностью нарушена гидроизоляция оборонительного рва, так как уровень воды в нем не был превышен. С двух сторон форта существовали колодцы со шлюзами, которые регулировали сток воды. Эти колодцы долгое время действовали, поэтому вода во рве не цвела и была проточная».

"Горшок Коха"

Форт 3

Со слов Игоря Усманова, рядом с входом в форт стоял железобетонный огневой колпак с амбразурами и крышкой, так называемый "горшок Коха". Он был целым, и именно с него советские военнослужащие начали подрыв боеприпасов, доставляемых в форт с разминирований. В результате сильных взрывов он не устоял, и
раскололся на несколько частей. С июля 1944 года в Восточной Пруссии было установлено множество этих огневых точек, похожих на кольца канализационного коллектора. Историк и краевед Авенир Овсянов писал: «Почти на каждом перекрёстке, в сквере, на площадке, а то и на проезжей части – так называемые «горшки Коха», те самые железобетонные трубы, поставленные вертикально, со щелевыми амбразурами для наблюдения и квадратными для ведения огня».
Железобетонные колпаки длинной 160 см. имели диаметр 120 см., с толщиной стенок 10 см. Крышки имели толщину 20 см. В боковых поверхностях железобетонных колец имелись амбразуры и отверстия различного назначения. «Горшки Коха» устанавливались как вертикально, так и горизонтально.

 

Автор

популярное за неделю

новости по теме:

популярное за неделю