Проезжая по глубинке Калининградской области, можно увидеть много интересного и загадочного. В окрестностях Черняховска, на берегах реки Писса, располагается небольшой поселок Зеленый Бор, история которого начинается со времен Тевтонского ордена.
После того, как 1533 году герцог Альбрехт передал эти земли бургграфу Хансу Рюккенлингу, здесь образовалось поселение Куммечен, впоследствии переименованное в Аугшткуммечен. Позже населенный пункт еще несколько раз переименовывался, называясь Каралене и Луизенберг.
Учили литовских мальчиков и готовили учителей
Зеленый Бор примечателен тем, что там находятся два уцелевших здания бывшей учительской семинарии «Каралене», построенные в стиле романтизм из керамического кирпича и полевого камня.
В 1810 году по инициативе королевы Пруссии Луизы в одном из зданий бывшего имения была открыта школа для обучения и воспитания литовских мальчиков. В основном, в ней учились сироты и дети из малообеспеченных семей. Спустя семь лет здесь заработала учительская семинария, в которой преподавание велось на литовском и немецком языках.
За 100 лет функционирования учебное заведение подготовило 2098 семинаристов, впоследствии ставших учителями. Там же, с 1859 года, в актовом зале основного корпуса семинарии проводились богослужения местного прихода евангелической церкви.
В 1896 году Министерство финансов Германии в ежегоднике «Zentralblat der Bauverwaltung» разместило информацию об основном корпусе учительской семинарии. Согласно опубликованной в ежегоднике статье, на первом этаже здания размещались учебные аудитории и кабинеты. Была своя библиотека, а также актовый зал с органом на 165 сидячих мест.
По состоянию на 1896 год, учительская семинария имела четыре учебных и жилых корпуса. На прилегающей к учебному заведению территории располагались свои конюшни, хозяйственные постройки и склады. В северной части семинарии был сад с дорожками.
В 1924 году по решению провинциального школьного ведомства учебное заведение закрыли. Все здания семинарии были переданы для организации благотворительного учреждения попечительства – детского дома отдыха.
Лагерь и склад медикаментов
В период Второй мировой войны в окрестностях бывшей учительской семинарии размещался нацистский лагерь для советских военнопленных и интернированных - «Шталаг – 1Б – Гофрунгсбрюке». Красноармейцы там содержались за колючей проволокой как в карантине. По мере потребности узников направляли на разнообразные работы в пределах Восточной Пруссии.
После окончания войны территорию бывшей учебной семинарии приспособили под медицинские склады Министерства обороны. В одном здании размещался вещевой склад, в другом хранились медикаменты и различное оборудование. Согласно найденной ведомости учета медицинских приборов «НЗ», здесь были аппараты искусственной вентиляции легких «Фаза», аппараты искусственного дыхания «ДП-2», аппараты для УВЧ-терапии «УВЧ-30», ингаляторы, бормашины комбинированные и многое другое. Запасов складов хватало на полное обеспечение двух военных госпиталей региона.
После расформирования воинской части, произошедшего в самом начале 2000-х, комплекс зданий сняли с баланса военного ведомства.
Бдительная охрана
Корреспондент kaskad.tv пообщался с Андреем Стефаниди, охраняющем территорию бывшей учительской семинарии. Со слов местного жителя, ему регулярно приходится отваживать
вандалов и черных копателей.
Андрей Стефаниди
«Если не охранять исторические здания, их либо подожгут, либо полностью разберут на кирпичи, - рассказал Андрей Стефаниди. - До того, как была организована охрана объекта, кто-то утащил кованые ограждения, расположенные вдоль аллеи. Пытались даже снять черепицу с крыши. Жаль, что не могут найти применение таким добротным зданиям. Отсутствие каких-либо ремонтных работ приводит к постепенному разрушению зданий. Вода проникает внутрь домов через дырявую кровлю. Сырость делает своё дело. Вдоль здания ходить небезопасно. В любой момент может что-то упасть сверху. Внутри не лучше. Большинство перекрытий прогнили. Осыпаются потолки. Очень жалко здания. Сам делаю что могу».
Разбитые ампулы и обрывки немецких газет
На южном фасаде одного из зданий сохранилась надпись следующего содержания: «Даже юноши устанут и утомятся, молодые упадут от изнеможения; но надеющиеся на Господа наберутся новых сил. Они воспарят на крыльях, словно орлы, побегут – и не утомятся, пойдут – и не устанут».
Попав внутрь здания, в котором раньше хранились лекарства, до сих пор чувствуется резкий медицинский запах. Тамбур главного входа украшает потолок, выполненный в виде крестовых сводов. Поднимаясь по древним ступеням без ограждений, через разбитые окна на лестничных площадках можно любоваться замечательным видом на округу. К слову, в одном здании ступени лестничных пролетов деревянные, в другом доме - каменные.
Кое-где сохранились оригинальные резные двери с остеклением и кафельная плитка с нанесенной маркировкой завода-изготовителя. На полах помещений валяются листы каких-то складских документов, множество битых и целых емкостей из-под медикаментов, стеклянные «утки» и части противогазов. Кроме того, среди многочисленного мусора можно разглядеть небольшие обрывки старых немецких газет. Видимо, газеты долгие годы находились под деревянным полом, который во многих помещениях разобран.
Загадочная бочка и уникальные росписи
Внутри здания раньше функционировал небольшой грузовой лифт. Чтобы никто не упал в лифтовую шахту, Андрей Стефаниди смастерил деревянные препятствия.
Главным «экспонатом» подвала является ржавая бочка с какой-то жидкостью. Что находится внутри, неизвестно. За долгие годы запустения открыть её никто так и не рискнул. В подвале есть частично сохранившаяся печь. Возможно, при немцах там была кухня. Готовые блюда подавали на этажи лифтом, вертикальная шахта которого находится недалеко от печи. Стены подвалов выполнены кирпично-бутовой кладкой. На полах сохранился клинкерный кирпич.
В помещении актового зала, где когда-то происходили евангелические службы, на деревянных балках сохранились цветные узоры. Местами видны фрагменты росписи стен и деревянного потолка. На некоторых кирпичах нацарапаны годы службы бывших постояльцев исторического комплекса – военнослужащих медицинского склада.
«Наблюдаются разрушения кровли, потолочных перекрытий в ряде помещений второго этажа, что является следствием того, что объект в течение длительного времени не используется и его текущее содержание не осуществляется. Кроме того, наблюдаются повреждения элементов интерьера под воздействием природного и человеческого факторов. Состояние несущих конструкций, стен и перегородок можно оценить по результатам визуального обследования как удовлетворительное. В целом, несмотря на некоторые разрушения, оба здания сохранили подлинную архитектурно-планировочную структуру и объемно-пространственную композицию», - говорится в Акте государственной историко-культурной экспертизы, подготовленном аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы Владимиром Борисовичем Ярошем в конце 2018 года.
Несостоявшиеся торги и надежда
Как сказал Андрей Стефаниди, комплекс зданий выставлялся на торги Агентством по имуществу Калининградской области. Но покупателя так и не нашли. Возможно, из-за высокой стоимости зданий.
Ранее кирпичный комплекс хотели разобрать во время работ по рекультивации военного городка. Спасло лишь то, что в 2013 году ансамбль зданий учительской семинарии «Каралене» включили в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Остается надеяться, что интересный памятник градостроительства и архитектуры обретет хозяина и не превратится в очередные руины, имеющие охранный статус.
Ранее kaskad.tv сообщал о том, что в заброшенной школе Фридрихсдорфа в Гастеллово под Славском прошел грандиозный субботник. Подобное мероприятие с уборкой помещений и консервацией объекта не помешало бы и бывшей учительской семинарии «Каралене».
Текст и фото - Игорь Вишняков