Kaskad.tv продолжает рассказывать о жителях Калининградской области, переживших в детстве войну. На их долю выпали страшные испытания, голод, холод, они видели смерть.

фото Игоря Вишнякова

Наш корреспондент побывал в посёлке Ясное Славского округа и встретился с ветераном труда Александрой Семеновной Громовой 1939 года рождения. Когда началась Великая Отечественная война, девочке Саше было всего два годика. Несмотря на малый возраст, ужасы тех лет на всю жизнь врезались в её память.

Сотни тысяч детей, таких как Громова, война рано сделала взрослыми, воспитав недетскую силу духа.

Александра Семёновна родом из небольшого посёлка Заостровье Лодейнопольского района Ленинградской области. В 1941 году фронт к этим местам приближался стремительно. Буквально через десять дней после начала войны решением исполкома Лодейнопольского райсовета во всём районе была объявлена трудовая и гужевая повинность для выполнения оборонных работ. 22 августа 1941 года введены карточки на хлеб. В связи с приближением фронта началась эвакуация населения. Из общего числа мобилизованных, каждый третий житель района был добровольцем. Среди них был отец девочки – мостостроитель Семён Волков.

Неизвестный спаситель

Когда посёлок стали бомбить немцы, одна из бомб попала в дом Волковых. Начался пожар. Мама Саши, Ксения Ивановна, в панике закричала: «Помогите, в горящем доме мой ребёнок!». На помощь пришел незнакомый мужчина. Он обернул девочку в простыню, вылил на неё ведро воды и выкинул плачущую малышку из полыхающего строения в окно третьего этажа. Внизу девочку кто-то поймал. Следом в окно выпрыгнул сам спаситель.

Ехали голодные, холодные

Вспоминает Александра Семёновна: «Вскоре после этого, подогнали вагоны на станцию, в которые обычно коров грузили, и началась эвакуация. Затолкали нас в вагоны и в Сибирь повезли. Подальше от линии фронта. Везли два месяца. Я так и была в той рубашке, в которой меня из горящего дома выкинули. Самолёты немецкие летят бомбить, мы тут же в лес бежим. Тут убитый лежит, там убитый… Как только самолеты улетали, мы скорей по вагонам. Ехали голодные, холодные. Все дети на полу лежали. Грудные детки умирали от голода. Молока у кормящих мам не было...

Факела от волков

В Сибири, на железнодорожной станции, нас накормили хлебом с молоком, посадили в повозки и повезли по колхозам. Столько волков было там! Мы в повозках ехали с факелами, чтобы их отпугивать. Один факел закончился, другой зажигаем. Нам кричали: «Не отставать! Иначе волки загрызут! Ехали так сто двадцать километров. В какую точно деревню нас привезли, я не помню. Маленькая ведь была. Мама называла её, но я уже забыла. Там хорошо жилось. Нам домик дали, коровушку, поросенка и овечку. Когда моего отца, заболевшего на фронте туберкулёзом, комиссовали, он к нам в деревню приехал. Примерно через месяц умер от этой болезни. Похоронили вместе с медалями… Сестра моя старшая тоже умерла.

Бараки и тиф

Когда война закончилась, нас обратно повезли в Ленинградскую область. Мамка тогда плакала очень: «Не увозите, у меня тут дочка и муж похоронены!». Даже просьбы председателя колхоза не помогли. Чтобы остаться, мама на пожарного даже выучилась. Нам сказали: «Ничего не знаем. Откуда взяли, туда и привезём». Погрузили нас в вагоны товарные и повезли. Когда приехали в свой посёлок Заостровье, увидели, что всё разбомблено полностью. Построены бараки деревянные, там все живут. Месяц примерно мы там пожили. Люди брюшным тифом заболевали, умирали. Мамка повезла меня к своей сестре в Калининскую область. Там, нас стали вербовать в Калининградскую область. Мама не захотела ехать. Сказала, что устала от этих вагонов. В 1951 году за нами приехал дядя Вася и забрал с собой. Он тогда уже жил в области, в Ясном. Мама на ферму устроилась работать, домик ей дали. А я в школу пошла».

Сельская больница стала родной

Отучившись в Ясновской школе, в 1959 году Александра Семёновна пошла работать санитаркой в поселковую больницу. Так там и проработала целых 40 лет. 

                                                                                                  

 

После выхода на пенсию Александра Громова продолжала трудиться. «Работала до того, как нас, пенсионеров, сократили», – с улыбкой сказала ветеран труда. «Хорошая больница в Ясном была. Столько врачей там работало. И терапевты были, и детские врачи, и хирурги».

Женщина окружена любовью и заботой родных и близких.

                                                                                                 

Воспоминания Громовой бесценны и заставляют сопереживать прошлому, способствуют укреплению исторической памяти и воспитанию патриотизма.

Искренне желаем Александре Семёновне Громовой доброго здоровья и долгих лет жизни!

Автор

популярное за неделю

новости по теме:

популярное за неделю