В Калининграде с начала года произошло уже 2 скандала с участием суррогатных матерей. Сначала в январе несколько жителей региона пытались незаконно  продать в Испанию ребенка от такой мамы. Больше 7 миллионов рублей, во столько обошлась жительнице Испании покупка суррогатного ребенка. Оказалось - сделка незаконная, организатора задержали. Иностранка не знала, что ее обманывают, ведь суррогатное материнство в России не запрещено.

Тем не менее, эта сфера медицинских услуг – одна из самых «серых» с точки зрения закона. И как выяснилось, в Калининграде суррогатное материнство - целая индустрия. На местных сайтах - огромное количество объявлений о поиске сурмам.

«В нынешнее время это весьма опасно, могут и обмануть. Также и с их стороны тоже - много объявлений от суррогатных матерей, которые напрямую предлагают свои услуги. Опять же, не советовала бы это делать, потому что очень много мошенниц. Лучше обращаться в специальную клинику, которая этим занимается», - рассказывает жительница Калининграда Светлана.

Светлана Комиссарова стала суррогатной матерью два года назад. По её словам - хотела поправить материальное положение. Муж был не против. Еще бы, за такие-то деньги.

«Средняя цена - от 800 000 до миллиона, это зависит от того, было ли кесарево сечение. Если ты абсолютно здорова, нет противопоказаний, есть свои здоровые дети, то миллион – миллион сто», - поясняет Светлана.

Однако, по её словам, есть и риски. Особенно, если искать по объявлениям в интернете.

«Семьи бывают разные. Может половина беременности пройти идеально, а ближе к родам они могут развестись, передумать. И всё, останешься одна с этим ребенком, и куда ты его денешь? Оставишь в роддоме? Могут просто тебя оставить ни с чем»

Хотя чаще становятся жертвами обмана всё же биологические родители. Найти людей, которые согласятся рассказать о своем опыте участия в программе, было очень сложно. Мы обзвонили чуть ли не сотню номеров. В конце концов, согласилась только одна пара, и то - исключительно анонимно. По словам калининградки Елизаветы (имя изменено) для нее самым страшным было вовсе не осуждение окружающих.

«Больше всего боялась, что она не отдаст нам ребенка. В интернете разные истории пишут. Когда матери суррогатные не отдают детей - я даже не представляю, через что проходят родители. Я рада, что у нас получилось, как получилось. Сейчас всё хорошо и мы, конечно, не жалеем», - рассказала женщина.

Но так везет далеко не всем. В реальности, от отказа сурмамы отдать ребенка не застрахован никто. Такое право есть, оно закреплено в семейном кодексе. Биологическим родителям тогда остается только судиться.

«Суд будет оценивать исходя из интересов ребенка, будет анализировать договор о суррогатном материнстве. Причины, по которым мать отказалась дать согласие на усыновление. И будет выносить решение, исходя из интересов ребенка», - объясняет юрист Илья Казаков.

При этом, по его словам, в случае отказа отдать ребенка вознаграждение сурмама должна вернуть, если уже его получила. А вот о деньгах, которые выплачивались на содержание во время беременности, скорее всего можно забыть. В среднем это около 300 тысяч рублей. Несмотря на то, что суррогатное материнство в России разрешено, в том числе на коммерческой основе, отдельного закона, который бы регулировал этот вид услуг, не существует.

«Нормы раскиданы. Есть часть в семейном кодексе, в законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Приходится собирать эти нормы и из них какие-то делать выводы», - пояснил юрист.

Пробелом в законодательстве воспользоваться не сложно. Так сурмама из Калининграда в марте этого года получила материнский капитал на ребенка, которого уже отдала биологическим родителям. 

«Она обратилась в пенсионный фонд о выдаче ей материнского капитала в связи с рождением второго ребенка. При этом, как полагает следствие, женщина умышленно скрыла факт своего суррогатного материнства», - сообщили в Следственном комитете.

Другая сторона вопроса – заказчики процедуры. Нередко это иностранцы. Так, биологические родители ребенка, которого выносила Светлана Комиссарова – французы.

«У них это запрещено, и они вынуждены обращаться в Россию, к нашим суррогатным матерям. В России с этим проблем нет», - объясняет сурмама Светлана Комиссарова.

Летом прошлого года в Москве арестовали 7 человек по подозрению в торговле людьми, в том числе врачей двух репродуктивных клиник. Ранее в Подмосковье обнаружили четырёх младенцев, в том числе одного мертвого. Всего в ходе расследования выявили 14 детей, рожденных для семей из Филиппин и Таиланда. Из-за пандемии их не смогли вывезти из страны.

«На сегодняшний день в Госдуме обсуждается вопрос о том, насколько целесообразно проводить программы суррогатного материнства для не граждан Российской федерации. Возможно, в этом есть свой смысл» - рассказал медицинский директор крупной сети клиник репродуктивного здоровья Владимир Щиголев

Тем более, что это не всегда семейные пары. По крайней мере, не всегда традиционные. В декабре прошлого года в Москве и Московской области выявлено 48 случаев предоставления услуг суррогатного материнства одиноким мужчинам-иностранцам. В российском законодательстве участие одиноких мужчин в программах суррогатного материнства не предусмотрено.

«В большей степени мы в своей практике ориентируемся на генетическую связь матери. Здесь для нас всё понятно и прозрачно, и легче работать. Если заказчиком такой программы является мужчина, тем более не состоящий в браке, то для нас это очень чувствительная тема. С ними мы не работаем, честно говоря», - пояснил Владимир Щиголев.

Также летом прошлого года в России было арестовано несколько одиноких мужчин – их подозревали в незаконной покупке детей. Представители следственного комитета тогда сообщали, что у всех задержанных нетрадиционная сексуальная ориентация.

Автор
Автор

популярное за неделю

новости по теме:

популярное за неделю