В небольшом поселке Красный Яр Гвардейского городского округа пропадает прекрасный образец архитектуры - господский дом бывшего имения Парненен, который похож на небольшой дворец.
Красный Яр находится недалеко от посёлка Талпаки, рядом с рекой Глубокая.
Трофеи на стенах и герб на башне
Здание с башней и лепниной на фасаде было построено в начале XIX века. По задумке архитектора, стиль эклектики этого дома должен был сочетаться с размещающимися поблизости кирпичными строениями хозяйственного блока. Бывшие конюшни и коровники возведены в неоготическом стиле.
Основание кирпичного здания выполнено из гранитных валунов разных размеров, имеющих неправильную форму. Пустоты между большими камнями заполнены щебнем с раствором. В прошлом эта строительная технология использовалась часто.
Между двумя симметричными крыльями здания возвышается трехэтажная башня, украшенная сверху богатой лепниной. На одной из сторон башни есть чудом сохранившийся родовой герб.
Внутри господского дома находилось сорок две комнаты, в десяти из которых жила семья управляющего имением. Интерьеры помещений были украшены охотничьими трофеями и гобеленами.
Недалеко от усадебного дома находился фонтан и небольшой пруд. Вся территория усадьбы была ухоженной. На территории имения существовали дома прислуги, работников и других жителей Парненен (Parnehnen).
Опасно для жизни!
Существуют ли под зданием подземелья, неизвестно. Для того чтобы это узнать, необходимо тщательно исследовать подвальные помещения аварийного сооружения. Если входы в подземелья существовали, то они или замурованы, или замаскированы.
Находится внутри дома небезопасно, так как всё прогнило и осыпается. В некоторых частях здания произошло обрушение перекрытий. Пробираясь по заваленным хламом помещениям, кое-где можно увидеть фрагменты напольной плитки с нанесенными узорами. Находится внутри аварийного строения опасно для жизни!
Тракенены и Тильзитер
Имение Парненен появилось в XIV веке, и считалось одним из самых больших и зажиточных имений востока Восточной Пруссии. Там действовал молочный завод, колёсная мастерская и большая кузница. Было большое зернохранилище и несколько конюшен, в которых содержали лошадей Тракененской породы. Кроме того, существовал полицейский участок, своё пожарное депо, начальная школа, детский сад, почтовое отделение, магазин, гостевой дом и служба мелиорации. Рядом с имением действовала ветряная мельница. По некоторой информации, кроме традиционной продукции, на молочном заводе изготавливали всем известный сыр Тильзитер (Tilsiter).
Усадеб и имений было много
Ирина Викторовна Белинцева - кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»): «На территории Калининградской области бывшей северо-восточной части Восточной Пруссии до Второй мировой войны существовало более 400 усадебных комплексов, включавших господский дом, парк и целый ряд различных хозяйственных построек. Поместные барские жилища, не имевшие фортификационных функций, в провинции возводили в течение XVI первой половины ХХ века».
Дворяне и призывники
За долгие годы своего существования оно не раз меняло хозяев. С 1830 года им владел уроженец Зальцбурга Карл Аугуст Кэсвурм. Затем, имением Парненен стал владеть зять Карла - Людвиг фон Массов. После чего имение перешло в руки его супруге Маргарет, потом дочери Шарлотте и представителям рода фон Глазов (Glasow-Lokehnen).
С 1939 года на территории имения Парненен размещался женский лагерь Имперской службы труда Восточной Пруссии (Reichsarbeitsdienst (RAD)) — «Lager 9/13». В бараках лагеря этой военизированной организации национал-социалистической системы воспитания молодежи, трудились призванные по повесткам девушки с ближайших округов. С началом войны, там же проводилась подготовка воинского пополнения.
22 января 1945 года усадебный комплекс покинула последняя его владелица - Шарлотта фон Глазов, оставив после себя предметы быта, мебель и все то, что нельзя было увезти с собой. На стенах пустого дома еще некоторое время продолжали висеть ветвистые рога животных и красивые гобелены. После этого началась новая история имения.
Приспособили, но потом бросили
Почти сразу после окончания Второй мировой войны, в «нетронутом войной» господском доме разместилась поселковая школа. Звучащие с громкоговорителя советские песни пришли на смену немецким маршам.
После того как школу закрыли, в здании «поселилось» управление Совхоза «Ольховский». Просторные комнаты некогда роскошного здания приспособили под библиотеку, продовольственный магазин, поселковый клуб и отделение почтовой связи Красного Яра. Второй этаж здания был задействован под совхозную службу бытового обслуживания.
Конюшни, в которых раньше содержали тракененов, в советские годы использовали под зернохранилища.
На данный момент, состоянии «кирпичной неоготики» - плачевное. До недавнего времени, на самом верху кирпичного здания конюшни были часы. Но их кто-то демонтировал. Вся территория, прилегающая к бывшему господскому дому, выглядит удручающе. Кругом бурьян и мусор. От красивого пруда с беседкой на берегу ничего не осталось. Со слов жителей Красного Яра, в поселок как-то приезжали неравнодушные граждане Германии, которые вместе с сознательной частью местного населения заколотили досками окна цокольного этажа дома. Но спустя пару лет, доступ в здание имеющего статус объекта культурного наследия регионального значения опять открыт.