В канун нового года советник губернатора по инвестиционной политике Калининградской области Андрей Горохов дал итоговое интервью kaskad.tv, в котором рассказал, с какими инвестиционными трудностями сталкивался регион в этом году и как их преодолевал.

- Андрей Юрьевич, наступил конец года, можно подводить какие-то итоги. Поэтому несколько вопросов о 2019-м. Насколько нам известно, с вашей подачи был поставлен эксперимент в поселке Свобода, когда люди сами инициируют какие-то работы, и сами голосуют за это рублем. Как вам пришла такая идея, и что получилось из этого?

- Изобретать там ничего не надо было, а просто посмотреть по сторонам. В других регионах страны эта система работает уже достаточно давно. Это татарстанский опыт: референдум или сход с решениями о проведении бюджетного инициативного финансирования объектов, которые люди сами выбирают.

После того, как я обратил внимание, что хорошо бы этот опыт попробовать применить в регионе, состоялся совет АМОКО (Ассоциация муниципальных образований Калининградской области-ред.), на котором муниципалитеты послушали этот опыт и решили провести пилотный эксперимент.

Так, жители поселка Свобода вышли с инициативой построить определенный объект, прошло голосование, сбор денег идет до сих пор, а дорогу уже построили.

- Сколько это времени заняло? Был первый этап и какой это был первый этап?

- Реализация всего проекта заняла меньше года. Эту тему мы начали обсуждать еще весной. В августе прошел сход, на который пришло большинство граждан, проживающих на территории поселка. Они проголосовали за этот проект. Приняли решение собрать со всех жителей, проживающих на территории Свободы средства. Далее прошли конкурсные процедуры в соответствии с законом, выбрали подрядчика. Сейчас работы проведены. На днях мы с удовольствием наблюдали, как она выглядит.

- Насколько охотно местные жители шли на то, чтобы участвовать в этом своими собственными деньгами, и сколько с каждого жителя получилось?

- Я столько жителей Свободы одновременно не видел никогда. Полный зал в клубе, жители как на праздник собирались – с песнями, с музыкой, как на выборы. Было удивительно это, конечно, наблюдать. На сходе было решено с каждого жителя собрать по 500 рублей. Порядка 150 тысяч рублей они должны были собрать сами. Часть денежных средств из соотношения два к одному выделил Черняховский городской округ и, спасибо большое Антону Андреевичу Алиханову, бюджет выделяет средства 4 к 1 к собранным деньгам.

- В момент схода регион еще думал, как это организовать?

- Искали механизм. Но с самого начала у нас не было сомнения, что эта инициатива нужная и правильная. Другое дело – найти механизм, как это осуществить. Дело в том, что в Татарстане существует специальный закон об этом, а мы в рамках 131-го закона умудрились это сделать, приведя в соответствие документы в городском округе. Мы провели все необходимые процедуры и теперь имеем результат.

Я вижу, насколько довольны жители.  Ведь доверие граждан – самый главный фактор доверия к власти и общему делу. При этом все жители поселка отслеживали внимательно, как это происходило. Местные жители рассказывали даже казусные истории, что какой-то сверх-контроль был.

- А сейчас с этим опытом как будут поступать дальше?  Будет ли это как-то распространяться на регион? Заинтересованы ли другие муниципалитеты?

- Заинтересованы! У меня больше десятка звонков и встреч было с властями других районов Калининградской области. Я знаю, что и в Черняховском районе: в поселках Каменское, Калужское, в самом городе уже есть инициативы. И мы это будем практиковать. В Черняховском городском округе уже есть решения, а в других муниципалитетах мы «всем миром» поможем, подскажем, как эта процедура у нас получилась.

- Если говорить о проекте «Комфортная городская среда», в чем ее принципиальное различие и как попасть в «Комфортную городскую среду»?

- Комфортная городская среда – это партийный проект, Я – председатель общественного совета этого проекта. По инициативе граждан общественные пространства, дворовые территории и дома могут входить в разные проекты, но это дальше дворов не идет.

А здесь, в этом проекте, выбирается любой объект, который нужен жителям. Здесь более широкие возможности. В данной ситуации получится, что вместе с областными и районными средствами, деньгами жителей – все равно не хватает денег, чтобы завершить эту работу. Хотя она и завершена, муниципалитет взял на себя все эти все эти расходы, но компенсации будут делать неравнодушные жители, бизнес уже подключается, который также готов внести недостающие средства. Я думаю, этот процесс имеет хороший опыт и хороший пример для жителей.

- Андрей Юрьевич, 1 января нам обещали одно серьезное изменение и новые трудности для фарм-производителей, в плане маркировки? Что это за трудности и как они отразятся на фарм-промышленности нашего региона? А как вообще развита фарм-промышленность региона?

- Временем рождения фарм-промышленности региона можно назвать 2014 год. Развитие этой промышленности в регионе идет достаточно быстро. Причем кратно увеличиваются объемы реализации.

Пилот для региона – «Экобалтик» и индустриальный парк, который построен рядом. Сейчас мы готовимся, ведем переговоры с другими из «Большой фармы» на счет контрактного производства, возможностей использовать площадку и льготы Особой экономической зоны. При этом благодаря доверию к региону, то что «фарма» удачно развивается, и было принято решение о проведении в Калининградской области GMP-конференции (проводится с 2016 года и ежегодно собирает ведущих международных и российских экспертов фармацевтической отрасли, представителей органов государственной власти, руководителей и специалистов фармацевтических производств и менеджмента).

Очень много мы привезли людей, чтобы они посмотрели на тот объект, который мы сдали – завод субстанций. Более 500 млн рублей составили инвестиции в этот объект – это новая отрасль в промышленности Калининградской области.

Если мы датируем рождение «фармы» 2014 годом, то рождение тонкого химического синтеза – это 2019 год. Это и фарм-безопасность, это и импортозамещение.

Мы получили правительственную телеграмму, я просто обращаю внимание, насколько это важно. Потому что сейчас поставка субстанции или активного вещества, лекарственных средств почти на 90% производится из заграницы.

Если перейти к маркировке, какие там изменения обещают? Насколько нам известно, их перенесли?

- Совершенно верно! Тема, как обычно: хотим, как лучше – получается, как обычно.

Маркировка вводится для того, чтобы не допустить фальсификат на полки наших аптек, а во-вторых, отследить весь цикл оборота: от рецепта и до конечного потребителя. И в этой цепочке нужно, чтобы были устройства и программные продукты у всех ее участников. Иначе, эта цепочка не работает.

Об этих нововведениях мы знаем, мы к этого готовились, мы остановили производство с 1 ноября. У нас уже почти 2 месяца идет монтаж и наладка оборудования. При этом мы тратим сами за счет производителя без помощи государства порядка 60-70 млн на программное обеспечение и технические средства для организации маркировки.

Мы остановили производство, потому что невозможно одновременно производить продукцию и делать монтаж оборудования в стерильных зонах, а сейчас будем запускаться. Где-то наши убытки по этой части составят около 100 млн рублей.

- То есть, вы сейчас запускаетесь, а к 1июля…?

А к 1 июля то, что сейчас не доделали, будем опять делать. Насколько нам удастся плавно перейти к 1 июля, нужно ли будет останавливать производство и насколько долго, это пока непонятно. Но фактически, это, конечно, большие проблемы. Это же должен каждый производитель сделать!

- А как это отразится на конечной стоимости для потребителя?  

- А угадайте! На кого лягут все эти затраты производителей?

- Понятно, и когда нам, россиянам, ждать повышения цен?

- Основная цена формируется не производителями. В аптечных сетях она формируется продавцами. Производитель только компенсирует свои затраты. Насколько рынок способен будет «переварить» все это, и какие цены будут выставлять аптеки – нам неведомо.

- Каков процент лекарств в наших аптеках отечественного производства?

- Порядка 50%. То есть половина лекарств – это импорт.

- То есть это примерно, как и в автомобилестроении. Производится здесь, но какая-то часть все-равно из-за рубежа привозится?

В общем, да! И сейчас в программе государства все делается для того, чтобы максимально локализовать здесь производство. И сейчас этот процесс идет.

Андрей Юрьевич, еще одна для 2019 года очень актуальная тема. Начиная с 2018-го и в 2019-м продолжилась – это туризм. Насколько мы знаем, очень сильно туристический поток вырос за эти два года. Причем, 2019 год стал рекордным. Чем это вызвано и, как продолжать такие темпы?

- Региону это безусловно нужно. Порядка от 0,1-03% ВРП – составляет 100 тысяч туристов. То есть, чем больше мы туристов привезем сюда, которые оставят деньги здесь, за проживание, за питание, за услуги, за сувениры, тем больше будет выгодно региону. При этом туристы у нас разные. У нас пляжный туризм, курортный туризм, событийный туризм, сельский туризм, янтарный туризм может быть. Те города, в которых давно развит пляжный туризм, этот приток хорошо почувствовали.

Что касается малых городов и периферии Калининградской области, то там от этих туристов мало что остается. Если сделать санаторно-курортный кластер и санаторный туризм развивать, потребуются огромные ресурсы. Ведь сначала предстоит создать инфраструктуру, а только потом оказывать услугу.

Что касается событийного туризма или исторического, здесь достаточно легенд, символов, рассказов, показов. И, самое главное, у нас это все есть. Это конкурентное преимущество по отношению к соседям. Потому что, к примеру тот же пляжный туризм в плане сервиса, организовать лучше, чем в Юрмале, Гданьске, Сопоте или Клайпеде, вряд ли быстро удастся.

Но зато у нас есть преимущество, что на территории области происходили такие события, которые не происходили у соседей. И мы на это обратили внимание, сняли два фильма, и для международной аудитории, это цикл документальных фильмов с Тьерри Перузом. Два фильма идут с 1 ноября, и вторая часть – это «Русская Пруссия» с Алексеем Денисовым. Эта лента в эфире уже с 11 ноября на канале истории. Также вышел еще один фильм, это уже вторая мировая война «Идеальный штурм».

- Вроде бы этот второй фильм не планировался?  

- Это уже другой проект, который параллельно удалось сделать. Потому что, материалов набрали достаточно много. Они оказались очень интересными для канала, поэтому они сделали и второй фильм. То есть в первом фильме не удалось очень много времени уделить Восточно-прусской операции и битве за Кёнигсберг. А вторая часть этого фильма очень хорошо показывает эти события.

- Ну и, наверно, можно подвести какие-то небольшие промежуточные итоги по просмотрам этих фильмов, по отзывам. Давайте разделим на две части: первая – Тьерри Перуз, вторая – Денисов. Вот первые три короткометражки Тьерри Перуза, насколько их посмотрели, в частности зарубежные зрители, каковы отзывы?

- Выводы делать рано, дело в том, что мы уже имеем понимание, что только электронные визы привели в регион порядка 70 тысяч туристов дополнительно. Кроме того, Чемпионат мира по футболу стал событием интересным и привлекательным для иностранцев. После ЧМ-2018 в Калининградскую область приехало уже на 15% больше туристов, чем в прошлом году. Сегодня по состоянию на ноябрь, регион посетило 1 млн 740 тыс. туристов. Это уже миллиарды средств, которые поступают в бюджет региона.

Ну это и получается общая заслуга всех этих проектов?

Ну поскольку эфиры этих фильмов начались несколько позже, то мы наших дополнительных туристов посчитаем обязательно позже. Потому что это 185 миллионов человек, более 200 стран. Мы знаем основные потоки – это соседи и Германия. Это показывает спрос на разную аудиторию, в том числе и франкоязычных зрителей, я уверен будут дополнительные туристы и результат этого фильма будет эффективным.

Но это еще три года. Это долгая история, поэтому не всё сразу. Когда возникает туристический поток, вокруг этого и начинается всё самое интересное.

Начинает обрастать малый и средний бизнес, начинается строительство мест, где нужно останавливаться, где можно покушать, где можно поспать, что надо купить? А у нас тут в помощь много чего есть в регионе. Кроме сувениров, есть янтарь, разные интересные места для посещений. И в этих фильмах мы отражаем как раз те локации, которые относятся не к пляжному туризму, а к событийному.

- И вот фильм Алексея Денисова «Русская Пруссия», он каков? Какие отзывы получил?

- Я всего год занимаюсь этой темой, раньше не занимался съемками, продюсированием и изучением этого опыта, но как мне говорят – фильм бьет рекорды. На сегодняшний момент просмотров больше 70 тысяч на ютубе и на канале истории.

Мы видим отзывы, видим результаты, видим, что наши соседи, иностранная аудитория включилась в дебаты по поводу этих фильмов. Основное, что мы слышим – это позитивное отношение. И мы понимаем, что основной спрос на просмотры дает регион. А следовательно – тема интересна, она востребована, поэтому власти должны реагировать на это.

- Андрей Юрьевич, спасибо за общение! С наступающим вас новым годом!

 

Автор
Автор

популярное за неделю

новости по теме:

популярное за неделю