Во времена Средневековья с вопросами гигиены всё было очень и очень сложно. Посещения мест ухода за телом, европейское духовенство считало грехом, утверждая, что во время купания, человек смывает с себя святую воду, в которой его крестили.
Смердит аки дикий зверь
Грязь была нормой, и на чистоту тел смотрели с отвращением и осуждением. Даже в медицинском трактате ХV века не рекомендовалось мыться. Вот небольшая выдержка из этого исторического документа: «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть».
Люди маскировали страшный смрад годами немытого тела – резкими и стойкими духами. Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV отмечали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Можно лишь догадываться, каков был «аромат» смеси духов и грязи…
Божьи жемчужины
К примеру, во время пандемии чумы в Восточной Пруссии, впервые свирепствующей в 1312‑1313 годах, самым распространёнными методами лечения болезни являлись покаяние в грехах, и прижигание открытых чумных ран раскалённым железом. А быть грязным и иметь у себя «Божьи жемчужины» считалось признаком святости. Так ласково европейцы называли вшей, нещадно пивших их кровь.
Постоянными спутниками городов того времени были жуткая вонь, реки нечистот. Чтобы хоть как-то перемещаться среди этих зловонных потоков была изобретена специальная обувь на ходулях.
Речная гигиена прошлого
Изменения в санитарии и гигиене происходили постепенно. Во многих городах Европы стали строить купальни, популярность которых была достигнута на рубеже XVIII — XIX веков. Именно тогда, эти «пункты гигиены» появились и в Тильзите (Советск), представляя собой крытые деревянные строения для купальщиков, размещавшиеся на реке Неман (Мемель).
До того, как в 1907 году в Тильзите (Советск) был построен известный Мост королевы Луизы, примерно на этом же месте существовала переправа с поворотным пролётом, а к ней как раз и были пристроены две речные купальни. Одна купальня была женская, другая – мужская. Совместные купания в них не происходили. Жители Тильзита (Советск) приходили мыться и отдыхать «на воде» в своей повседневной одежде. Зайдя в «речной домик», они переодевались, и окунались в прохладной речной воде. Летом то понятно. А что происходило с окунанием горожан в периоды холодов – вопрос открытый.
Но жизнь и нравы менялись. Постепенно, ушли в прошлое раздельные речные купальни, и жизнь людей стала приобретать более понятные нам – современным людям, черты.