Знакомьтесь – калининградская художница, мастер по изготовлению янтарных украшений Наталья Шевченко. Именно ей принадлежит идея создания и продвижения образа сказочного персонажа хомлина. О своих проектах она рассказала в программе телекомпании «Каскад» «Люди. ГородА».
О неисчерпаемой энергетике янтаря
- Среди людей, которые решили посвятить свою жизнь работе с янтарем, я не знаю ни одного равнодушного человека. То ли это какая-то магия янтарная, то ли янтарная кислота, которая содержится в камнях.
У меня эта энергия не заканчивается уже лет 10. Для меня это настолько сказочный материал с детства, что даже проект хомлина для меня очень логичный. Потому что янтарь - он очень сказочным образом окаменел. Это такое совпадение, что благодаря тому, что смола деревьев погрузилась в определенную среду, при определенном давлении, при определенной температуре, потом ледниковый период, потом ледник растаял. Любое из этих явлений убрать – янтаря бы не было. Это чудо природы. Поэтому, наверно, для меня гармонично популяризировать янтарь с помощью маленьких сказочных персонажей, которые не могут жить без янтаря. Для меня это все личная история, которая длится уже 10 лет.
Судьбу предопределил найденный на берегу кусочек янтаря
- Первое, что я сделала из янтаря – это сердечко. Однажды на берегу моря я нашла крупный кусок янтаря и сразу решила, что это будет кулон-улитка. Я искала мастера, который бы сделал мне этот кулон, но так и не нашла. Были какие-то лихие цены и мне сказали, что это невозможно. И я «пошла в янтарь» с этого момента, когда нашла тот кусочек.
Очень понятный для меня, я всегда очень любила «бирюльки», и в этой теме мне не нужно было гадать, правильно ли я что-то делаю. Я всегда точно знала в янтаре, что я хотела. Это не было историей «пальцем в небо».
Первые пять лет я не вылезала из производства, обучала девчонок, и плюс к этому меня заводило то, что очень мало современных украшений из янтаря. И мне хотелось много чего сделать, я видела янтарь в разных историях, мне хотелось его «воткнуть» везде.
Что я делала первые пять лет? Мы делали много простых украшений, где на первом месте был янтарь. Просто минималистичный дизайн. Сейчас у нас уже есть станки, и, наверно, любое оборудование, которое можно завезти на производстве, можем себе позволить.
Но все равно, по сути, янтарь – это материал, с которым нужно работать руками, и мне кажется, он всегда останется в таком формате. Каждый кусочек янтаря – он один на планете. Очень сложно подобрать два одинаковых по цвету даже. А мы на производстве не «жарим» янтарь. Просто есть такой механический способ, чтобы сделать, к примеру, тысячу одинаковых изделий, его «обжаривают» и он приобретает какой-то одинаковый цвет. Мы так не делаем, каждое наше изделие – оно эксклюзивное.
Не помню, чтобы у нас когда-то был хоть какой-то бизнес-план. У нас всё всегда было по любви, по необходимости, по личному желанию. Первое, что я начала делать – сердечки из янтаря. Первая моя потоковая работа. Стали появляться клиенты. Хотят больше и больше. Я перестала справляться с работой этой. Поэтому взяла себе помощника, потом двух, потом трех и так появилась моя мастерская. Я всех мастеров, которые работают чисто с янтарем, или посвящают свою жизнь какому-то ремеслу, очень уважаю. Особенно тех, которые делают то, что никогда не смогу сделать я. Для меня это сразу человек уровня «Бог».
Неловкий момент на выставке в Гонконге
- Конечно, понятно, что те молодые мастера, которые сейчас появляются - их нужно намного больше, чтобы можно было создавать возможность шопинг-туров в Калининград за янтарем. Чтобы не было таких неловких моментов, как у меня: на самой большой ювелирной выставке в Гонконге у меня спросили, что это за янтарь, коллеги спрашивали, мол, что из Польши, я говорю – нет. А они: «Значит, Литва?». Я ответила, что на самом деле – это Россия. Они спрашивают: «А где это?» и так повторяется несколько раз. Ну, конечно, вызов принят.
Есть же возможность, есть талантливые ребята, которые любят этот материал, которые могут сказать свое слово в этой истории. Мне кажется, что у нас больше шансов, чем у Литвы или Польши сделать эту янтарную историю. И у меня миссия, наверно, вот такая.
Как появилась идея мира хомлинов
- Хомлина я считаю нашим побочным проектом. Сколько-то лет тому назад были созданы сказочные персонажи в Калининграде в формате компьютерной игры, которые добывали янтарь, и за счет энергии янтаря жили и работали. То есть они не могли жить без янтаря. По легенде это было очень много лет назад. Для меня это тоже очень сказочный момент в жизни, как история, которая родилась в одном проекте, сладко влилась в другой проект.
Компьютерную игру мы не смогли запустить в силу огромного количества причин. Очень натурально и очень вовремя мы вспомнили про хомлинов, но тогда мы хотели планету знакомить с ними тоже через некий арт-объект, мы хотели делать домик-башмак, в который люди могли заходить и с удивлением узнавать про маленьких человечков, которые работают с янтарем. То есть таким образом популяризировать эту историю. Я ведь не писательница, а художница. Я могу их нарисовать, но выпустить книгу – нет. Мы пошли с конца. Мы не сдавались.
Когда нам не удалось поставить домик-башмак, как раз приехал мой друг Андрюша Слепков – художник, скульптор, монументалист, сделавший самый большой фонтан на юге России. Сейчас он ВДНХ реставрирует. Я ему рассказала про хомлинов, что мы никак не можем запустить этот проект, познакомить планету с этими персонажами. Он уехал в Москву и слепил Дедушку-хомлина первым. Прислал мне фото, и я поняла – вот оно, началось. Сначала хотели устанавливать только дедушку, просто «комплимент от повара», просто появился янтарный персонаж.
Нам хотелось создать персонаж, посвященный янтарю, который работает с янтарем, который не может без него жить.
Почему первый хомлин появился на Медовом мосту
- Все наши попытки запустить хомлинов на ярмарках различных, пресс-конференциях – их никто не понимал. И, конечно, когда появилась возможность установки Дедушки в городе (сначала мы хотели его устанавливать в каком-то более секретном месте, но нам намекнули, что его быстро украдут), а на Медовом мосту работают шесть камер. Ну и дальше, к сожалению, весь маршрут складывался исходя из того, насколько это место безопасно. Но Бабушку [еще одна фигурка], Бабушка – этой мой любимый персонаж – я ее очень хотела установить в Музее янтаря. И то, что Музей янтаря нас поддержал – это тоже очень здорово.
Всё должно быть натуральным. И даже установка хомлинов. Когда стало понятно, что мы будем устанавливать всех семерых хомлинов в городе, мы думали, что за годик установим.
Когда в городе появятся новые хомлины
- Но столько было информации в сети про хомлинов, что мы понимали, что нас «проклянут» за такое количество. Даже сейчас перебор, и не хотелось, чтобы возненавидели этот проект и местные жители в том числе. В тот период мы опирались, прежде всего, на мнение калининградцев. И вот уже прошло три года после установки Дедушки, но до сих пор мы не говорим сроки. Вот у нас еще на носу два хомлина, мы думали в эти праздники познакомить калининградцев со следующими персонажами, но чувствуем, что еще рано. Может быть весной, а может быть летом – например, ко Дню защиты детей. Скорее всего. Мы ждем. Когда появляется необходимость, когда нас уже все мучают вопросом: «Когда же появится следующий хомлин?» - вот тогда появляется следующий сказочный герой, когда его все очень хотят.
Сейчас очень много предложений сделать хомлинами банкиров, булочников, спортсменов. К нам приходят много ребят из бизнеса, кто хочет быть причастным к этой истории. Но, безусловно, как только мы уйдём с этой дорожки, проект потеряет ценность. Мы больше за добро, больше за позитив. И мне кажется, что хомлины так сладко и хорошо зашли благодаря тому, что людям нужна не только «чёрная», так называемая «интересная» информация, но им необходимо и добро. Людям также хочется наблюдать за развитием какой-то доброй истории. Вот в этом самая большая драгоценность хомлинов, что все ее делают по любви.
Разумеется, какие-то события, которые больше раскрывают историю этих героев, появятся после установки всех семерых.
Для меня идеальным финалом станет выход мультфильма или книги. По легенде, почему они хомлины - потому что они мечтают найти свой домик.
Тысячелетия, которые они живут благодаря работе с янтарем - столько они и заняты поиском своего дома. Мы все в детстве верили в маленьких человечков. Мы не создали какого-то гениального шедевра, но то, что есть у людей необходимость в чем-то добром – это факт.